Венский снежный шар, 2018. День 1.

20 ноября

Австрия не заботится о первом впечатлении – венский аэропорт просто ужасен. Тележки для ручной клади еще не изобретены, указатели отсутствуют, пассажиропотоки нерациональны, терминалы фантазийны. Нет какого-то пункта, который можно избрать местом встречи. А дороги до города – дорогой поезд, дешевый поезд, дорогой автобус, дешевый автобус – различаются только степенью неудобства. Свет, блеск, дискомфорт и нависающая сверху бессмысленная роскошь не отпускали нас до самого обратного рейса.

Брейгель, к которому мы приехали, замерзал вместе с нами на мокрых зимних улицах – такой же случайный гость, нищий путешественник, наблюдатель, позабывший расположение звёзд, указывающее дорогу домой. В этом тексте я расскажу, как мы открывали многочисленные венские шкатулки, удивлялись их бархатной пустоте или, наоборот, драгоценному содержимому. Мы поселились в маленьком хостеле в центре города. Лифт сломался, дважды в день мы ползли к своему номеру по улитке коридора с высокими потолками. Зимняя куртка, резиновые сапоги, рюкзак… Так любезнейшая статуя великого командора громыхала по ступеням, направляясь к Донне Анне. Бум-бум-бум вот мы и дома.

Отдельная фотогалерея Веганская Вена

Оставив вещи, мы отправились в веганское кафе Veggiezz неподалёку от дома (Salzgriess 9). Там мы обнаружили черничные маффины и стейки, посыпанные слоем чёрного перца крупного помола. Если обобщить впечатления от веганской Вены, то получится так: очень качественно, очень дорого и очень мало. Счастливая корова находит сотни вегетарианских мест, однако они годятся только для туриста. Если жить в Вене чуть больше, чем три дня, можно и серьезно заскучать.

После обеда нам нужно было найти первую важную цель нашего путешествия – феминистский книжный магазин ChickLit (Kleeblattgasse 7). Само по себе существование подобных магазинов-инфошопов никого в развитых странах не удивляет. В Барселоне есть как минимум три похожих центра – La Raposa, Llibreria Pròleg, Librería Cómplices. Но сколько мы не изучаем зарубежные феминистские книжные – столько не можем привыкнуть к тому, что они нормализованы. Кроме того, все книги в них на иностранных языках и до русскоязчыного феминистского книжного нам еще путешествовать и путешествовать.

Что мы нашли в ChickLit? Огромное количество плакатов, стикеров, листовок, открыток, завлекающих на различные женские мероприятия и протесты. Полку с кинофильмами, огромное количество книг на гендерные темы, десяток различных анархо-фем и фем-квир-транс календарей и ежедневников, шкаф с периодическими журналами,  сапатистский кофе, веганское мыло.

Как вы, возможно, знаете, в 2017-2018 году мы занимались первым русскоязычным интернациональным Феминистским календарём и исследовали похожие испанские и чилийские проекты. Поэтому мы были очень рады увидеть, что австрийцы (анархобиблиотека, архив, институт исследований анархизма) давно и успешно создают календари с анархофеминистками, женскими организациями и австрийскими правозащитницами. Сами календари очень дорогие, но  изображения, использованные для страниц, продаются и в виде демократичного набора открыток. Сверху и слева на фото – календарь за 2018 год. Он мультилингвальный, один из языков украинский, внутри – анархо-коммунистка Ольга Таратута, основательница украинского анархического чёрного креста. Последняя страница – со знаком вопроса. Она о неизвестных анархистках и о всех неупомянутых. Мы не устояли и приобрели календарь для Московского женского музея.

В отдельной галерее вы можете рассмотреть полки ChickLit. Обратите внимание на пазл про квир-пары, отдел детской литературы, книгу о женских музеях, феминистские раскраски и прочий diy. Если вы только приехали в Вену и хотите узнать всё о местных фиолетовых ресурсах – ChickLit одно из лучших мест для погружения в местный активизм.

20 ноября – Квир-историческая ночь. У нас, конечно, были с собой плакаты. Благодаря Benni Unger один из них – Туве Янссон – оказался в витрине ChickLit.

Мы же отправились дальше и разместили на центральных улицах Вены остальные. Вот Марина Цветаева и радужные ленты на бульваре недалеко от рождественской ярмарки около ратуши.

Когда плакаты кончились, мы еще немного побродили по  ярмаркам – они были довольно скучными по сравнению с кёльнскими (никаких тебе веганских бургеров), поужинали и отправились домой.