Presó Model de Barcelona – бывшая мужская тюрьма в барселонском районе Эшампле. В 1904 году её построили Salvador Vinyals i Sabaté и Josep Domènech i Estapà. Она располагалась на окраине города и получила название “модель”, потому что была суперсовременной и должна была стать примером для постройки новых тюрем, начать реформирование пенитенциарной системы. Паноптическое наблюдение за заключёнными и изоляция людей подавались как прогрессивные новшества. 620 камер размерами 4м x 2,40м x 3,40м ждали постояльцев.Так как социально-историческая мясорубка наращивала обороты, тюрьма сразу переполнилась и через 4 года ее расширили, чтобы терзать на 200 человек больше. В 1906 году был первый бунт заключенных, в 1908 году – первая внутритюремная казнь. Франко увеличил число заключенных в четыре раза. В 1940 году при емкости тюрьмы 1000, внутри находилось 13 000 человек. Последним казнённым был барселонский антифашист и анархист Сальвадор Пуч Антик (30.5.1948 – 2.3.1974). Наряду с тюрьмой на Монтжуике Model является символом франкистских репрессий. В 1975-1977 годах борец за независимость Каталонии и бывший заключенный Model Люис Мария Ширинакс стоял у барселонской тюрьмы Moдело по 12 часов в день в течение 21 месяца, а также устраивал Марши Свободы — до тех пор, пока не был принят Ley de Amnistía (см. здесь). Франко умер, но его тюрьма продолжала жить. См. книгу о тюрьме
Постепенно Эшампле стал модным городским центральным районом. После многочисленных протестов жителей района начался частичный снос тюремного квартала, а в июне 2017 года Model была закрыта. Заключенных увезли в Brians 1, Brians 2, Quatre Camins, Lledoners и другие тюрьмы. Затем были проведены несколько выставок, побывать на которых было можно только по предварительной записи. Я не смогла записаться и не попала на выставки. Потом посещение пустой тюрьмы стало доступным аттракционом, и во время Фестиваля св.Евлалии я провела час в длинной очереди – любопытных оказалось очень много – и побывала внутри.
Двор, в котором стояла очередь, предназначался для жилья сотрудников охраны и передачи посылок. Здесь же жил комендант.
Теперь двор превращен в соседское патио – это уличная библиотека, цветы, лавки-столики, станция подзарядки телефонов и место для коллективных развлечений.
Окна для приема передач – изнутри.
Боковой дворик, вид из внутреннего корридора:
Зал для посещений.
Шлюзы в главном коридоре.
Зал центрального наблюдения, паноптики.
В большинстве тех камер, которые доступны для посещения, сделан ремонт. Есть кровать или нары (до трех в камере), встроенный шкаф, душевая, туалет. Стулья и стол вмонтированы в пол и стену. Сравнительно большие окна. Камеры названы в честь известных постояльцев – это дань памяти адвокату Франческу Ларетту, художнику Гелиосу Гомесу и анархо-синдикалисту Сальвадору Сегуи.
Ни один тяжелый предмет нельзя сдвинуть со своего места.
Двери и замки различаются в соответствии с режимом. Расположение замков рассказывает о вариантах побега.
Бачки вынесены в общий коридор. Узнав об этом, Вячеслав Башков рассказал, что в ИВС МО МВД России «Камышловский» устроили удобства еще интереснее. “Вентили воды в умывальниках и туалетах камер ИВС находятся в коридоре, таким образом арестованные не могут сами включать воду для умывания и смыва нечистот в камерах”.
Интересный замок?
Замок, закрепленный на стене, – тот, что был на одной из фотографий выше – использовался для клетки.
Душевая:
Хозяйственный коридор с помещениями различного назначения. Душевые, библиотека, столовые.
Рисунки, которые оставили заключенные на стенах камер:
Второй этаж пока закрыт для посещения.
Комната, где выдавали метадон, опиат.
Большой двор.
Один из бывших заключенных написал о своем недавнем опыте в Model: “…Там есть 6 галерей. Начиная от первой, где содержались такие как я, то есть на малый срок и за не агрессивное преступление и до 6-й, которая как карцер. Галерея 1 – мелкие преступники, 2- рабочая галерея, где можно было работать, шить сумки и делать тормозные колодки. После окончания срока сумма вам зачислялась на счет. 3- преступники со средним сроком, 4 и 5 – агрессивные преступники, 6- карцер, временная галерея, где сажали провинившихся. Срок в 6 галерее не учитывался, то есть если вам дали 2 недели карцера, то он не идет в общий срок. По процентажу – 20% испанцы, 80% иммигранты. Из испанцев 80% за мальтрато, неоплаченный штраф, неоднократная езда в пьяном виде и без прав. Были правда индивидуумы, при чем среди испанцев, что ограбили банк с захватом заложников. А один дедушка по имени Хесус лет 80, зарезал своего обидчика ножом мачете, который приходил к его квартирантке и требовал от деда постоянно денег. Но это больше исключение. Для людей с большим сроком предоставлялись курсы языков, курсы профессий, кто нелегал можно было сдать на документы, театральный кружок, спортзал, библиотека, книги даже на русском были и на всех языках в принципе. Перед тем как отправить человека в тюрьму, проходится 5 дневный карантин в камере одиночке, где с вами разговаривает психолог, который определяет уровень вашей агрессии и адекватности и после этого уже определяют на какую галерею и к каким сокамерникам вас поселить. Все вежливы между собой, никаких драк и иерархий, никаких блатных. Шестерки правда были, но по своей воле. За пару сигарет например могут убрать камеру вместо тебя, но исключительно по собственной воле, вернее за вознаграждение. Охрана к вам на устед и на синьор, никакого унижения арестантов. Питание как в ресторане. Один марокканец каждую зима бил витрину в магазине и его туда определяли как домой))”
Антиполицейское граффити в туалете:
Обогреватель:
Наружные стены тюрьмы сейчас украшают экспонаты выставки La Model per dins.
Josep Maria Llobet сделал эти фотографии уже после того, как тюрьма была закрыта. Фотохудожник снимал закрытое от глаз людей пространство полного контроля, в котором конфиденциальности не существует. Таким образом он хотел обратить внимание на состояние современного общества, когда социальные сети делают жизнь абсолютно прозрачной и люди добровольно отказываются от своей конфиденциальности.
Тюрьма – пространство бессмысленного насилия, которое несовместимо с современными представлениями о правах человека. Тюрьмы постепенно уходят в прошлое. В развитых странах репрессия как метод наказания индивидуума за социальную катастрофу сменяется превентивной социальной программой. La Model скоро будет преобразована в пространство для жизни – возможно, тут будут жилые помещения. Антик и Ширинакс были бы довольны.