Экскурсия по местам репрессий ЛГБТИ в Барселоне / La Ruta De La Persecució Lgtbi a La Barcelona Històrica

Leopold Estapé

Историческая экскурсия в рамках крупнейшего европейского ЛГБТ-фестиваля Circuit началась в 12 часов дня 13 августа 2017 года в районе Борн и вел её  Leopold Estapé, автор блога о гомосексуальности в истории Открытый шкаф 2.

Слушателей пришло около 90 человек, для 10-ти из них был организован перевод на английский язык. Экскурсия должна была ответить на вопросы, как в Барселоне раньше относились к геям и транс-людям, преследовались ли гомосексуалы-мужчины и какими были законы. Приглашение на La Ruta De La Persecució Lgtbi a La Barcelona Històrica было в фб.

Дальнейший текст я написала, основываясь на различных лекциях и записях Leopold Estapé и статьях других исследователей, найденных в интернете. Но насколько это всё подтверждается архивными материалами, я не знаю.

Guillem de Berguedà

Одно из первых упоминаний гомосексуальности на каталонском языке можно найти у трубадура Гийема Бергеданского (Guillem de Berguedà (1138 – 1196)). В своих стихах он без каких-либо эвфемизмов в оскорбительном духе пишет про нетрадиционные и множественные связи епископа Ла-Сеу-д’Уржель (1170).

Jaume el Conqueridor

После битвы при Мюре (1213) многие катары бежали в Каталонию и впоследствии они преследовались местной церковью, среди обвинений была содомия. Еретиков преследовали и раньше. Alfons el Trobador (1157-1196) издал закон против вальденсов, объявив их врагами Христа и короля. С 13-го века обвинение в содомии использовалось против многих противников церкви и короля. Первое судебное дело о содомии было в эпоху арагонского короля Хайме I (Jaume I , 1208 — 1276), обвиняемый был оправдан. В Кастилии первые гомофобные законы были написаны в 1254-м году и довольно долго по ним никого не преследовали.

Raimundo de Peñafort

Хайме I конфликтовал церковью, отказываясь высылать мавров. Но после того, как Хайме I вылечился после ранения у  еврейского врача, королю угрожало отлучение от церкви.

Мозаика Миро

Исповедник Хайме I, Raimundo de Peñafort (1175 или 1180 – 1275), воспользовался ситуацией и начал преследование еретиков, евреев, мавров, гомосексуалов (гомосексуальность Пеньяфорт называл “pecado nefando“). На протяжении всего средневековья на Pla de l’Os на бульваре Ла Рамбла, там, где теперь находится мозаика Жоана Миро, горели костры инквизиции. Позже костры переместились на Paseig del Born.

Пётр Дамиани (1007-1072) написал осуджающую сексуальные нравы духовенства 11 века книгу Гоморра и впервые использовал  слово “содомия”. Обвинения в содомии использовались прежде всего для ликвидации политических соперников. Так, тамплиеры, кроме прочего, также обвинялись в содомии. Чтобы обогатиться, Хаймe II (1267-1327) обвинил в содомии своего врага, графа d’Empúries. Король сказал, что Бог рассердился на каталонцев за то, что они не преследовали содомитов.

Принц Jaume d’Aragó i d’Anjou (1296 — 1334), сын вышеупомянутого Хайме II, был обвинен в содомии и отказался от наследования Арагонской короны. Во времена короля Pere el Cerimoniós (1319-1387)  каталонские законы не осуждали гомосексуалов на смерть – до конца 14 века смертные приговоры по подобным обвинениям вообще не выносились. Но 1348 году в Барселоне началась чума. Евреи пострадали меньше христиан, так как отличались высокой культурой гигиены. Это привело к возникновению антиеврейских настроений в городе. Король всегда защищал евреев, так как получал от них деньги. Во время отсутствия короля в городе против одного еврея были выдвинуты обвинения в педерастии. Королю не удалось спасти обвиняемого: 1 октября 1365  года рабби Исаах Мардофей (Isaach Mardofay) был казнен. Когда король Pere el Cerimoniós умер, в 1391 году были убиты евреи, которых он оберегал.

Pere IV de Catalunya-Aragó

В 1463 году к власти пришел Pere IV Catalunya-Aragó (1429-1466), началось серьезное преследование гомосексуалов. Репрессии касались всех классов общества, даже conseller и дьякон Joan de Llobera (возможно, это Pere Joan Llobera, sacristan of Sant Joan de les Abadesses (1478–79)) был казнён вместе со своим возлюбленным. Труп Joana сожгли, останки похоронили в Santa Maria del Mar.

Томас Торквемада

Инквизиторы назначались королем и были кастильцами, что создавало политическую напряженность в регионах, но давало королю – кроме существующего политического аппарата – еще один инструмент для управления страной. С 17 октября 1483 первым великим инквизитором был доминиканец Томас Торквемада, исповедник королей и человек исключительной жестокости. В 1484 году, на съезде инквизиторов, Торквемада написал кодекс, общие правила для инквизиции. В 1486 году инквизиция пришла в Барселону

Felipe II

(назначенных Фердинандом II (1452-1516) инквизиторов звали Alonso de Espina i Sancho Marín), а в 16 веке обосновалась в королевском дворце в Барселоне. Каталонцы считали инквизицию проявлением авторитарной монархии и сопротивлялись её действиям.

Antonio Pérez del Hierro

На Palau Major можно увидеть один из самых сохранившихся в Европе камней, обозначающих здание, в котором располагалась Святая инквизиция.

На камне выбит герб короля Филиппа II (1527-1598), выше которого находятся символы инквизициикрест, меч, оливковая ветвь. Антонио Перес (1534-1611), министр и первый государственный секретарь Филиппа II, был, обвинен в различных преступлениях, включая содомию, осужден в Мадриде и заочно казнен.

Герб Святой инквизиции

О количестве жертв инквизиции единого мнения нет. В википедиии приводится следующие данные: “Gustav Henningsen и Jaime Contreras изучили записи испанской инквизиции, в которых перечислены 44 674 случая, из которых 826 человек были казнены. Также сожгли 778 в соломенных чучел вместо сбежавших приговорённых к смерти. William Monter подсчитал, что была  1000 казней с 1630 по 1730 год и 250 с  1530 по 1630 годы. Jean-Pierre Dedieu говорит о 12 000 человек, представших перед судом Толедо. Henry Kamen , по оценкам, насчитывал около 2000 казней во всех трибуналах Испании до 1530 года.”

По данным Byrne R. S. Fone (2000) в Испании с 1540 по 1700 годы в содомии обвинялось около 1600 человек, Уильям Монтер пишет, что них казнено было около 170-ти.  Религиозные фанатики убивали протестантов, мусульман, крещеных евреев и мавров, гомосексуалов, ведьм, скотоложцев, торговцев запрещенными книгами. Последней жертвой инквизиции, возможно, был Félix Duarte de Andrada, задушенный и сожженный в 1726 году.

В сопроводительной брошюре проходящей сейчас и до 14 января 2018 года в Музее истории Барселоны на Королевской площади выставки “Imatges per creure” о первопечатниках, католиках и протестантах 14-18 веков содержатся следующие данные из Каталога процессов инквизиции в Барселоне (Catálogo de los procesos inquisitoriales del Santa Oficio de Barcelona), изданного в Мадриде в 1990 году Juan Blázquez: всего в Барселоне было 5425 инквизиционных процессов, среди них 15% (821 человек) обвинялись в лютеранстве. 54 были казнены лично или в виде чучела, 336 получили другие наказания (изгнаны, посажены в тюрьму и другое; здесь же в списке альтернативных наказаний указывается в качестве наказания “галеры” и “примирение с церковью”, что практически часто означало смертную казнь, но уже в светском суде или в море).  Оправданы были 431 человек. Самыми кровавыми периодами Juan Blázquez считает 1561-80 годы.

Во время допросов обвиняемые подвергались страшным пыткам. В Барселоне это происходило в доме на королевской площади.

С этой же площади можно увидеть крыло дворца с боковой башенкой.

Представитель известного рода Борджиа, Pedro Luis Garcerán de Borja(1528-1592), первый маркиз Наваррский, проживавший здесь, в Palau Lloctinent, в политических целях – для того, чтобы дать урок знати, не слишком почтительно относящейся к королю Филиппу II – был обвинен инквизиторами в содомии. Кроме того, это должно было нейтрализовать союз Борджиа с королевской семьёй Португалии. В 1572 году Педро Луиса приговорили к 10 годам монастырской жизни и штрафу в 6000 дукатов. Позже осужденный снова вернулся на политическую арену.

В период 1607-1609 был еще одним периодом репрессий гомосексуалов в Барселоне, когда в руки инквизиторов попали матросы-неаполитанцы, французы, клерки, люди низших сословий и рабы.

Santa Maria del Mar

Матрос-неаполитанец Мигель Фогас (Miguel Fogas) был обвинен в связях за деньги с 14-летними мальчиками – в частности, с Джозефом Пармезано (Joseph Parmesano). Он был задушен и сожжен без присутствия публики, чтобы избежать недовольства народа. В 1609 году шестеро человек обвинялись в сексуальных преступлениях, в результате двоих казнили за содомию (это были неаполитанец Francisco Gayta и андалузец Antón de León) и одного уроженца города Вик – за зоофилию, за секс с лошадью.  Казни также не были публичными. 26-летний дьякон Jaume Rigau был подвергнут пыткам за содомию и сослан на галеры в 1616 году. В 1647 году во время Войны Жнецов в районе Борн принародно был казнен Sebastià Barata. Это была последняя казнь за гомосексуальность. Впоследствии гомосексуалов отправляли на галеры, что, впрочем, было равноценно смертной казни. Число отправленных на галеры с 1524 года до конца 18 века – около 350 человек.

Дом палача располагался здесь же, в Готическом квартале, и теперь он сливается с фасадом Музея истории Барселоны. Вместо дверей теперь окно музея. Палача называли El Botxí, “мясник”, или Verdugo, а также “Morro de vaques”.

Дом барселонского палача

До появления “профессионального” палача на улицах средневекового города оставляли сумку с деньгами, маской, инструментами для казни, но желающих подработать было очень мало, потому что палач становился абсолютно отвергаемой персоной. Никто не хотел селиться рядом с ними или общаться. В конце концов была введена специальная должность палача с определенными привилегиями. Например, палачу выделили не самое плохое жилье в городе, между часовней Santa Àgueda и Casa Padellàs. Это был самый узкий дом в городе. Но получалось, что палач жил в стене – и не в городе, и не за городом. Поселить палача за городом было невозможно – его бы убили родственники казнённых. Проживая недалеко от инквизиции, площади для казней и камер пыток, он работал практически на дому. Другие люди не хотели вступать в какие-либо отношения с палачом. Например, портные отказывались снимать с него мерки, и палач мастерил себе одежду сам – из мешка. Палач торговал зельями, амулетами, частями тел и вещами казнённых.

Один из аргументов христианских средневековых борцов с проституцией был гомофобным. Публичные дома могли находится под покровительством монастырей, принадлежать королевским особам или духовнным лицам и, прежде всего, приносили огромную прибыль. Считалось, что существование публичных домов удерживает от однополых сексуальных контактов, от “худшего греха”. С конца 17 века(?) публичные дома стали обозначать камнями головами молодых мужчин или медузы, карассами, помечались красной краской. Номер такого дома мог быть крупнее обычного. Один из домов-бывших борделей располагался на Carrer dels Mirallers, еще одна карассу можно найти на пересечении Carrer de les Mosques и Carrer Flassaders.

Жизнь проституток в черте города строго регламентировали. А в 1373-году даже был принят закон, по которому в дни поста, например, во время Страстной недели, проституток увозили из города в монастыри.

Арка святого Онуфрия. Около неё на экскурсии рассказывали про интерсексуальных святых. Св. Муния Барселонская (двойник св.Либераты и св.Вильгефорты) жила на улице Basea (сейчас на этом месте Via Laietana) и отличалась необыкновенной красотой. Она обратилась к богу с молитвой о том, чтобы он сделал её уродливой. Муния покрылась волосами и поклонники распяли её. Жития Либераты, Мунии и Вильгефорты возникли из-за ложной интерпретации романских изображений распятого Христа – в тунике и мантии.

Во времена франкизма гомосексуальность считалась болезнью и извращением, законом Ley de Peligrosidad Social (1970) геи были лишены хабеас корпус и подвергались преследованиям, покидали страну. Произведения искусства, в которых отражались гомосексуальные чувства, подвергались  и продолжают подвергаться цензуре. Обращенные к мужчинам стихи Гарсия Лорки цитировали так, словно бы они были обращены к женщине.

В новые времена отношение к гомосексуальности изменилось. Бар дель Пи стал местом встреч и знакомств людей, отрицающих традиционные отношения и классовые предрассудки. Здесь же зарождались современные толерантные политические группы – в частности, Partido Socialista Unificado de Cataluña.

С этой “новой” Барселоной была связана жизнь многих анархистов и радикальных левых, таких как Федерики Монтсени.  Еще одним местом встреч был Las Carolinas.

На Plaza Real мы слушали историю андалузского художника Хосе Переса Оканья (Ocaña), который в 1971 году переехал в Барселону, спасаясь от нищеты и дискриминации. Так поступали многие и на Ла Рамбла образовался круг людей, подрабатывающих выступлениями в шоу и проституцией. В конце концов они сплотились против дискриминации и добились равноправия (читать 1 2 3).

Оканья стал известен своими яркими картинами, уличными акциями и выходками во время выступлений на сцене и умер молодым – его одежда загорелась во время праздника, а потом он умер от ожогов. Сейчас его считают одним из героев борьбы за права ЛГБТ в городе. На одном из зданий Plaza Real раньше находилось транс-кабаре мы увидели мемориальную табличку. Современное кафе, которое также названо “Оканья”, поддерживает транс-культуру.

В 1956 году были запрещены бордели и проститутки переместились на улицы неподалёку, на Carrer Escudellers. Дискриминация приобрела классовый оттенок, преследовали бедных гомосексуалов-проституток.

Около театра-борделя-кабаре на Рамбла экскурсия закончилась.

Существует еще несколько важных мест для ЛГБТ-движения. Так, в Парке Цитадель есть гомомонумент:

и площадь имени  Sonia Rescalvo Zafra.

На площади, где была 6 октября 1991 года группой из 7 неонацистов 16 – 17 лет (Pere Alsina Llinares, David Parladé Valdés, Héctor и Isaac López Frutos, Andrés Pascual Prieto, Oliver Sánchez Riera и Óscar Lozano) была убита Соня, в 1993 году Фронтом освобождения геев была установлена мемориальная доска. Сейчас там можно видеть стенд, установленный мэрией в 2011 году от имени всего города. Площадь была переименована 6 октября 2013 года и стала первым европейским городским пространством, названным в честь транссексуала.

Соня

Дискриминация и нищета привели к тому, что Соня была бездомной проституткой, ночевала на улице вместе с подругой, Dori, Doris Romero. В 90-е годы каталонские транссексуалы были вне закона и преступления против них оставались безнаказанными. Нацисты избивали Соню и Дори так сильно, что у один из нападавших повредил ногу в армированном ботинке, били по голове. Когда тело Сони было обнаружено, в новостях сообщили о убийстве темнокожего человека, потому что кожа была синего цвета от ударов бейсбольных бит и мартинсов. Также 6 октября был избит бездомный Miguel Pérez Barreiros, осудивший нападение на Соню и Дори. Мигель потерял свой единственный глаз.

Трое из банды нацистов-убийц

Расследование продолжалось три года. Пресса использовала дискриминационные выражения, описывая дело. Но именно под давлением прессы полиция была вынуждена вести расследование. Банда нацистов была приговорена к штрафам и тюремному заключению, которое в сумме составляло 310 лет, затем срок уменьшили в два раза. В 2011 году в тюрьме оставались только двое, остальные вышли на свободу. Сейчас на свободе все убийцы. Один из них, Óscar Lozano, в 2015 году был арестован за расистский инцидент в районе Борн, недалеко от места убийства Сони, на улице Принцесса – против арабской пары с двумя детьми. Женщина, Samia, была в никабе и на 8 месяце беременности и получила удар в живот и она попала в больницу. Мужчина получил удар в лицо. Оскар Лозано остался на свободе.

Остальные освобожденные нацисты, убившие Соню, тоже впоследствии арестовывались за различные инциденты, в том числе связанные с гендерным насилием.

Убийство Сони и преследование проституток на Camp Nou во время Олимпиады 1992 года также привели к созданию первой каталонской правозащитной организации транссексуалов, Colôlectiu de Transsexuals de Catalunya. Дело Сони важно еще и потому, что был создан важный прецедент – люди нетрадиционной ориентации впервые выиграли в суде.

Думаю, что цель этой экскурсии и вообще работы, которую делает Leopold Estapé – побудить людей к самостоятельному изучению истории ЛГБТ, осознать существование и важность этой истории.

Книги, которые наш гид посоветовал всем желающим узнать больше:

Jaume Riera, Sodomites catalans. Ed Base
Rocio Rodríguez, Sodomia e Inquisición. Ushuaia Ed.
Geoffroy Huard. Los Antisociales, Barcelona París 1945-1975.
Fernando Olmeda. El látigo y la pluma, Ed Anaya.
Josep Maria Carandell, Nueva Guia Secreta de Barcelona. Ed Martínez Roca.

Со своей стороны обращаю ваше внимание на блог Открытый шкаф 2, где вы можете найти массу тем для своих поисков. Например, о законах Хаммурапи, где упоминаются женщины-мужчины salzikrum, которые имели иные права, чем другие женщины, наследовали имущество отцов, могли вступать в брак с другими женщинами  1 2 Ранее в фэйсбук была страница с названием “Открытый шкаф” (“L’armari obert“), теперь она заблокирована.

Также смотрите видеозаписи лекций Leopold Estapé о истории ЛГБТ. Леопольд часто указывает на очевидную мысль, что интерпретация исторических событий зависит от уровня сексуальной культуры того, кто историю пишет. Гетеропатриархальный человек остаётся инструментом политической цензуры даже пытаясь сохранять беспристрастность.

Гомосексуальность по-прежнему скрыта в биографиях известных личностей. Предполагать, что человек, у которого в биографии не было женщин, был нетрадиционной ориентации, по прежнему означает оскорбить его память.

В своих лекциях Леопольд рассказывает о игнорируемой нетрадиционности многих людей и персонажей, которые составляют фундамент современной белой гетеропатриархальной культуры. Это и гомоэротические приключения молодого блаженого Августина, и отношения библейских Давида и Ионафана, которые были “превыше любви женской”, истории Гора и Сета, Гильгамеша и Энкиду, Партокла и Ахилла, Эдуарда  II и Гавестона, Микеланджело и Томмазо дель Кавальери, Филиппа Орлеанского и его любовников. Люди транслируют древние мифы, словно бы не обращая внимание на полиаморию, педофилию, склонность к сексуальному насилию и насилию вообще у греческих богов и героев – например, Зевса, Аполлона, Геракла – и педофилию философов – Платона, Сократа. Не осмысляется транссексуальность и полигамность в историях с Посейдоном, Зевсом, Тиресием и другими. Он говорит про гомосексуальность в кордовском халифате и арабо-андалузскую гомоэротическую поэзию, интерсексуальность и инквизицию, транссексуализм в Иране и другие темы, о которых вы наверняка никогда ничего не слышали.

Теперь мы можем восстановить исторические факты и воссоздать картину прошлого.

Что делать? 20 ноября 2017 года в 20 часов вечера – вторая Квир историческая ночь, Queer History Night. Самое время начать подготовку к акции в вашем городе.

Группа Квир исторической ночи в контакте, в фэйсбуке.

Плакат со Стивеном Фраем, который Дарья Данилович наклеила в Париже 20 октября 2016 года во время первой Квир исторической ночи

Upd от Дмитрия Волчека, фильм с Берлинале-2017: Bones of Contention о репрессиях ЛГБТ во времена Франко.

Поделиться
Запись опубликована в рубрике История, Культура, Протесты и социальные инициативы, Путешествия и прогулки с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий