Imatges per creure. Catòlics i protestants a Europa i Barcelona, segles XVI-XVIII – часть 1

С узкого двадцатиметрового изображения монастырского шествия началась для нас развернутая к 500-летию протестантской Реформации выставка о значении типографий для религиозной борьбы в Европе: Imatges per creure. Catòlics i protestants a Europa i Barcelona, segles XVI-XVIII. Иллюстрация-свиток находится в Capella Reial de Santa Àgata (Plaça del Rei). Можно рассмотреть костюмы и действия персонажей католического Вербного воскресенья 18 века:

Этот свиток не является уникальным, но представляет один из методов сохранения и распространения информации о “правильном” религиозном поведении. Рисованные хроники религиозных процессий – утверждение символики общественной иерархии. Кто за кем следует, кто как одет, какие действия должен совершать каждый участник. Изображения с процессиями вы можете также посмотреть в располагающемся неподалеку от капеллы Museu Frederic Marès.

Фото-галерея №5 из музея Фредерика Мареса

Основная часть экспозиции располагается в зале Тинель, где, возможно, в 1493 Колумб говорил с королями после первого своего возвращения из Америки.

Реформация, которой посвящается выставка, происходила так же стремительно, как колонизация мира европейцами. За одно столетие погиб феодализм, возник фундамент для диктатур националистического и интернационалистического типа. Появились грамотные люди, противостоящие грабителям – церковникам и королям, новый аскетический образ жизни привел к обогащению и процветанию протестантских стран, к новой модели управления государствами.

Средневековые европейцы не умели читать. Для них строились соборы-книги (1 2 3 4 5). Толкователи священных книг управляли паствой, указывая на драгоценные алтари. Живопись как украшение, развлечение и поучение была доступна только самым богатым людям. Книгопечатание стало причиной стремительного распространения идей Реформации. Типографские станки создавали для зарождающейся буржуазии миллионы иллюстрированных книг на латыни и национальных языках, иногда печатали мультиязычные труды. Бедняки получили гравюры, грамотных проповедников и учителей и этого хватило для начала освободительной борьбы. Католики также использовали книгопечатание в своих целях, представляли еретиков как монстров апокалипсиса. Начались религиозные погромы и гражданские войны во Франции, Нидерландах, Швейцарии, Священной Римской империи, Англии, Шотландии…

Протестанты разгромили роскошные украшения церквей, расправились с дарохранительницами, индульгенциями, монстырями и прочими уловками церковных мошенников, католики созвали соборы для опровержения еретических учений и зажгли костры инквизиции. Так, 5 марта 1564 года Филипп II начал показательные расправы над еретиками Барселоны и сжег 8 человек на площади района Борн.

Каталонские инквизиторы с подозрением относились к католикам, бежавшим из Франции. Их обвиняли в ереси или двоеженстве. Преследовались барселонские книготорговцы, проверялись частные библиотеки. Типографии и магазины контролировались католиками, запрещенные тексты и изображения уничтожались или закрашивались.

Всё это привело к тому, что Европа утратила религиозное единство и с тех пор страны развивались самобытно. Так просветительский прорыв Реформации сформировал культуру, в которой мы были рождены. Мы стали свидетелями возникновения сопоставимого с книгопечатанием общественного явления – интернета. Скорость распространения прогрессивных (и непрогрессивных) идей увеличилась неимоверно, люди всего мира начали обустраиваться в едином и относительно доступном информационном пространстве. Реформация была внутрицерковным и внутриевропейским делом, интернет заложил фундамент всемирного пост-религиозного общества. Этому новому обществу предстоит не только сохранять историю, но и дополнять ее историями дискриминируемых групп. Женская история, квир история, история коренных народов, черная история – все они со временем займут надлежащее место во всемирном инфопространстве. А если вы отказываетесь участвовать в действии, потому что не верите, что подобное может произойти – смотрите на раны от гвоздей на руках, которые эту историю восстанавливают.

Но с чего всё началось? Выставка помогает составить единую картину из наших разрозненных знаний о ходе Реформации. Это первая книга, напечатанная в Барселоне в 1480 году – самый значительный труд Эгидия Римского De regimine principum (“О правлении государей”, 1292).

Книга с коллекцией карт 1545 года Geographia universalis: Мюнстер, Птолемей, Петри. Открыта книга на карте мира 16 века, времени Реформации. Здесь вы можете посмотреть первое, базельское, издание книги 1540 года – постранично и в хорошем разрешении.

А это факсимильное издание 42-строчной Библии Иоганна Гутенберга Gutenberg-Bibel(1454-1456) из государственной публичной библиотеки Бургоса. Книга, с которой началось книгопечатание в Европе, была рождена сразу в 180 экземплярах, бумажных и пергаментных. Гутенберг осознавал значение происходящего и подошел к работе с подобающим моменту самоотречением, вниманием и торжественностью. Его Библия – великое произведение искусства, гимн красоте, ритму и непосредственности, которые не меркнут со временем. Количество типографских открытий, сделанных первопечатником, поражает и теперь. Издание стоило так дорого, что было доступно только монастырям, университетам и высшей знати. Число сохранившихся экземпляров невелико и все они – под пристальным вниманием современных мошенников.

“Трое высокопоставленных сотрудников ФСБ, работавших в МГУ им. Ломоносова по линии «защиты конституционного строя» (проще говоря — по линии репрессий общественных активистов), осуждены на различные сроки за «хищение века» — кражу из МГУ и попытку продажи первой в истории Европы печатной книги — Библии Иоганна Гутенберга, стоимость которой, по разным оценкам, может превышать 500 млн. рублей.” источник

Гуттенберг напечатал Библию, потому что это была важнейшая книга для его современников. Христианство, ставшее могильщиком античности, погрузило Европу во мрак невежества на тысячелетие, привело к уничтожению старинных книг. Во время крестовых походов античность открывали заново – захватывая труды, переведенные на арабский. Трудно воспевать рабовладельческие времена, но также трудно отрицать развитие наук и искусств древних цивилизаций.

Если вы вспомните информационный вакуум, который мы застали в конце 20 века – когда для многих еще не существовало телевидения, телефонов, компьютеров, книжных магазинов, когда за книгой надо было ходить в библиотеку и она выдавалась на короткий срок, вам будет легче представить себе жизнь, когда книг не было вообще. Средневековый крестьянин видел скачущих мимо представителей знати, одни и те же религиозные изображения в ближайшей церкви, слушал непонятное бормотание священников и наблюдал различные формы уличного нищенства – если удавалось встретить бродячих артистов и музыкантов. Идеи гуманистов благодаря печати заполнили духовную пустоту. Гуманисты допускали, открывали заново свободу человеческой воли.

Но кто-то должен быть первым. Первое имя, которое узнала вся Европа благодаря книгопечатанию – Эразм.

Первый потрет на выставке представляет самого значительного европейского ученого и писателя 15-16 веков, Эразма Роттердамского. Поставленный вне общества самим фактом своего незаконного рождения, лишенный корней национальных и общественных, Эразм покинул свою родину. Ведомый любопытством, он шел вперёд и не мог остановиться, так как находил и раздавал всё больше интеллектуальных сокровищ. Он бежал в античность и умудрился вернуться обратно в сопровождении древней этики, наряженной по новой моде. Критики, комментарии, сатиры, трактаты Эразма исследуются до сих пор и, подобно краскам Вульгаты Гутенберга, они до сих пор наполнены ядом, умиротворяющим глупцов, диктаторов, клириков, палачей.

Эразм был основателем педагогики и одним из учителей императора Карла V Габсбурга, при котором studia humanitatis были введены в учебную программу университетов. Вице-канцер арагонской короны, каталонский политик и гуманист Miquel Mai был эразмистом, входил в круг местных гуманистов. Влияние Эразма в области грамматики было так велико, что запрещенный “Синтаксис” был напечатан и использовался до 17 века.

“Enchiridion militis Christiani” (Справочник христианского рыцаря, 1503, см. текст) Эразма, изданный в 1525 году в Страсбурге. В первой половине 16 века книгу издавали на различных языках 85 раз:

Эразм был против Реформации, но его взгляды стали основой для учения реформаторов многих стран, а его самого преследовали за снисходительность к лютеранам.

Эразм был первым властителем умом, за ним шла целая армия протестантов: саксонец Лютер, француз Кальвин, немецкий рыцарь Франц фон Зиккинген, швейцарец Цвингли…

Книга немецкого монаха Фомы Кемпийского (1621) из епископской библиотеки барселонской семинарии:

Аугсбургское исповедание, или Confessio Augustana – текст, являющийся богословской лютеранской нормой, написанный Меланхтоном и одобренный Лютером, представленный императору Карлу V в Аугсбурге 25 июня 1530 года. Католическое опровержение Confessio Augustana называлось Confutatio Pontificio.

Книги “Commentarius de vera et falsa religione” Цвингли (1525) и “Institutio Christiane Religionis” Кальвина (1609).

Следующий экспонат – “Пребытие кавалькады папы Климента VII и императора Карла V в Болонью” – пример пропагандистского государственного изображения, увековечивающего политическую победу, коронацию императора 24 февраля 1530 года. Событию предшествовали годы политических игр между Римом и европейскими королями, войны, угрозы Карла V перейти в лютеранство, разграбление Рима. Климент VII – тот самый римский папа, который был осажден в римском Замке Св.Ангела и который отлучил от церкви Генриха VIII Тюдора.

На следующей гравюре 1595 года – басконец Игнатий де Лойола, основатель ордена иезуитов и контрреформатор. Как и многие другие христианские святые, в молодости вел беспорядочный и распутный образ жизни, был тщеславным человеком. В 1520 году Карл V объявил войну Франции. Лойола отправился оборонять Памплону. Получив тяжелое ранение, бывший солдат стал калекой, перенес несколько трудных операций, погрузился в религию, возжелал духовных подвигов, добрался до Монсеррата, стал рыцарем Девы Марии и поселился в Манресе, набираясь сил для начала своего мистического похода. И если вам показалось, что подобное духовное перерождение переживал Дон Кихот, то эта мысль не нова.

В 1523 году Лойола поехал в Иерусалим, остаться там ему не позволили, поэтому он начал учиться в Барселоне. Учитель отправил его в Алькалу, где Лойолу заподозрили в ереси. То же самое повторилось в Саламанке. Лойола покинул Испанию и его дальнейший карьерный рост происходил во Франции и Италии, причем число недовольных его проповедями не уменьшалось. Во Франции Игнатий обрел братьев-сподвижников, из которых и был создан (и утвержден римским папой Павлом III) один из крупнейших монашеских орденов католической церкви, общество Иисуса. Миссионеры-иезуиты подчинялись только папе римскому и вели миссионерскую деятельность.

“Relacion de la solemnidad con que se han celebrado, en la ciudad de Barcelona, las fiestas á la beatificacion de la Madre S. Teresa de Jesus” Книга о праздники беатификации св. Терезы, написанная Joseph Dalmau, изданная в Барселоне в 1615 году. Испанка Тереза Авильская, или св.Тереза – основательница ордена кармелиток и первая испанская писательница.

Карта стран, которых не коснулся свет католической религии, 1702 год (рассмотреть в подробностях). Representatio totius orbis terraquei cuivs partes quae umbra carent fide catholica imbutae sunt, reliquae omnes inumbrate religionis catholicae expertes sunt:

Реакция римской католической церкви на протестантскую реформацию не была немедленной. Тридентский собор был созван Павлом III 13 декабря 1545 года для того, чтобы сформулировать основные положения католической доктрины. Tridentinum на гравюре 1579 года:

Также Павел III учредил и возглавил инквизицию по подобию испанской. Позже по постановлениям Тридентского собора началась реформа католических религиозных книг, что загрузило все лояльные типографии.

Барселонские штампы для изготовления ксилографий со святыми:

В одной из книг Библиотеки Каталонии есть гравюра Абрахама Боссе (1645), изображающая процесс печати:

Печатали не только библии и изображения святых, широкое распространение получили различные идеи, печатное слово стало новым способом коммуникации. Сочетание дешевых в изготовлении изображений и устной традиции привело к просвещению еще большего числа людей. Появилось множество типографий и книжных магазинов:

       

Лютер считал печатный пресс подарком от бога. Благодаря распространению нового учения, иллюстрированного такими великими художниками, как Дюрер и Кранах, протестантизм быстро распространился по Нидерландам, Франции, Англии и другим странам.

Иллюстрированная Библия Лютера, 1564.

Потрет Эразма:

Иезуиты использовали изображения для распространения папской доктрины. Некоторые проекты были особенно масштабны. На выставке представлен первый том католической восьмитомной Антверпенской полиглотты, Biblia Polyglotta – библии на 4 языках, международного научного труда на латыни, арамейском, иврите, греческом – для создания которой потребовались огромные человеческие, временные, финансовые, политические ресурсы. Типограф Христофор Плантен должен был выполнить эту работу в 1568-73 годах, чтобы убедить инквизицию в своей лояльности.

Плантен был известным, успешным и беспринципным в политическом и религиозном смысле типографом-капиталистом, который просто искал выгодные проекты. Он печатал то, что хорошо продавалось – религиозные издания, книги о путешествиях, календари, травники.

Плантен понимал, что выгоднее всего делать самые качественные издания, и для подготовки научных трудов он привлекал самых лучших ученых, и в итоге оказался знаком и связан деловыми контактами со всеми учеными Нидерландов. Интеллектуалы различных национальностей и вероисповеданий стекались в типографию, проживали в доме Плантена, помогали в подготовке изданий, определявших будущее интеллектуальное развитие Европы.

Талант организатора, аналитический подход к работе, искренняя заинтересованность и умение поддерживать крепкие дружеские отношения с людьми позволяли типографии Плантена выживать и восстанавливаться в самых неблагоприятных исторических условиях.

Антверпенская Полиглотта

В 1562 году в типографии Плантена был напечатан кальвинистский памфлет, трое подмастерий были сосланы на галеры, а сам хозяин на полтора года бежал вместе с семьей в Париж и разорился. Памфлет был сожжен. В 1563 году Плантена  пригласили в новое антверпенское мультиязычное предприятие.

Препятствия, которые создавала для работы типографии Плантена политическая ситуация, выглядят совершенно непреодолимыми, а большие тиражи многочисленных книг, вышедших из типографии, кажутся чудом. Несмотря на востребованность печатной продукции (книги продавались в Нидерландах,  Германии, Польше, Англии, Шотландии, Швейцарии, Италии, Франции, Испании, Португалии, Марокко, Алжире) и огромные капиталы, задействованные в процессе, Плантен постоянно балансировал на грани разорения, также ему угрожала смерть за незаконную деятельность – печать протестантской литературы или тайную пересылку писем своих друзей. Сложно представить себе, сколько бы Плантен смог сделать, если бы ему не мешали обстоятельства.

Так или иначе, Плантен справился с изданием Антверпенской Полиглотты, стал главным печатником Нидерландов, монополистом-печатником богослужебных книг в испанских владениях и создал множество прекрасных книг, прославивших его печатный дом, город, страну. Музей Плантена в Антверпене стал первым музейным учреждением, включённым в перечень всемирного наследия ЮНЕСКО 1 2

 

Biblia natalis, которую Jerónimo Nadal издал в 1593 году. Сборник гравюр, рассказывающий о жизни Иисуса.

Historia de la Adoración y uso de las santas imagenes y de la imagen de la fuente de la salud Хайме Прадеса из Валенсии, 1596 года – книга о исцеляющих святых и различных чудесах. Здесь вы можете рассмотреть иллюстрацию и прочитать аннотацию на книгу. Образы, которые следовало использовать для иллюстрации католических книг, тоже были утверждены на Тридентском соборе.

Теологическая антиреформатская книга Ioannis Molani “De historia SS” (1617)

Обе стороны конфликта использовали карикатуры, но протестантские художники оказались более убедительны.

Ксилография из Дрездена, 1529, Лютер как семиголовое чудище Апокалипсиса (Luter com a monstre de l’Apocalipsi) из Откровений Иоанна Богослова.   

Лютеранская книга “Страсти Христа и Антихриста” Passional Christi und Antichristi  (Страсбург, 1521) с ксилографими Лукаса Кранаха:

Католицизм против протестантизма:

Аллегория победы католиков над еретиками Рима:

Расписанная акварелью ксилография из музея Жана Кальвина: Два пути (Les deux voies). “Изображение сопоставляет папистскую (широкий путь, ведущий к погибели) и протестантскую религию (узкая дорога к небесному Иерусалиму). Католическая религия изображена сатирически, осуждаются гордость, идолопоклонство, суеверия, продажность и жестокость. Параллельно подчеркивается простота, строгость истинной христианской религии, протестантизм. Под изображением есть номерные подписи к картинкам

Ксилография 1641 года: Генрих VIII топчет папу Климента VII.

На следующем изображении – Томас Мюнцер, из-за проповедей которого началась Крестьянская война в Германии Deutsche Bauernkrieg (1524—1526). В войне участвовало 300 000 крестьян, 100 000 погибло. Мюнцер считал Лютера недостаточно радикальным и выступал против умеренного пути в Реформации. Восстание закончилось поражением. Мюнцера пытали к казнили.

Фронтспис Крестьянских войн, нюрнбергского издания 1525 года  (An die Versamlung gemayner Pawerschafft…)

Проект монумента побежденным крестьянам (Monument to the Vanquished Peasants), созданный Дюрером (1532).

см. Нантский эдикт в Национальном архиве в Париже

Французскую историю Реформации популяризовал Дюма. Кальвинисты (гугеноты) во Франции быстро распространяли свое учение среди образованных горожан.  24 августа 1572 года католиками было убито около 30 000 гугенотов. Этот геноцид известен под названием Варфоломеевская ночь. Гугенот Генрих III Наваррский перешел в  католицизм и значительно позже был коронован как Генрих IV Французский. В 1598 году он принял Нантский эдикт, давший гугенотам вероисповедные права. Внук Генриха Наваррского, Король-солнце, отменил этот эдикт.

Это портреты главных героев французских религиозных войн: Генриха IV и Марии Медичи, Жанны д’Альбре и Екатерины Медичи. А ниже – кардинал Ришелье и римская богиня мудрости Минерва, которая держит в руках портрет Людовика XIV, покровителя Королевской академии наук.

Следующее изображение напоминает о безрезультатном коллоквиуме в Пуасси, на который приехали гугеноты и католики:

Смертельное ранение лидера католиков, герцога Гиза, гугенотом Жаном де Польтро 18 февраля 1563 года представлено иллюстрацией из книги, хранящейся в Национальной библиотеки Испании:

Иконоклазм (движение за уничтожение религиозных изображений) имело место в разные периоды в истории, в частности –  в 16 веке  в Швейцарии, Римской империи, Англии, Шотландии и Франции. Разрушительнее прочих были иконоборцы Фландрии и Брабанта, особенно жители Антверпена. Иконоборческое восстание Beeldenstorm, вспыхнувшее в 1566 году привело в конечном итоге к освобождению семи провинций от испанского владычества. Следующее изображение работы Gaspar Bouttats показывает нам разрушение иконоборцами украшений Кафедрального собора Антверпена:

Карта 17 провинций:

Карта 7 провинций:

 

Иконоклазм в Кёльне, 1610 год, работа Franz Hogenberg: 

Герцог Альба, портрет работы Hans Jacobsen, 1618. Альба был тираном, казнившим без суда и следствия, человеком, утопившем Нидерланды в крови.

Похороны Вильгельма Оранского, лидера Нидерландской революции, погибшего после третьего покушения, организованного иезуитами:

 

Память о мучениках за веру также сохранялась в книгах. В Англии книгу про протестантских мучеников во время рекатолизации страны Марией Тюдор (1553-1558) написал Джон Фокс. Итальянец Чезаре Баронио создал мартиролог католических жертв (1589). В  1553 году, когда Кальвин сжег Сервета, французский гуманист Себастьян Кастеллио сказал: «Убить человека означает не отстоять вероучение, а просто убить человека, и ничего более».

Джон Фокс:

Казнь религиозных оппонентов: The Condemning of Anthony Person, Marbecke, Testwood, and Filmer, with the burning of the sayd Person, Testwood, and Filmer, under the Castle of Windsore, here lively described. Read Pag.1398:

 

Английские епископы, заключенные в тюрьму Джеймсом II в 1688 году, работа Robert White, 1690.

Протестантские епископы, казненные Марией Английской.

 

 

Выше – казнь католического священника Peter Wright, которая состоялась 19 мая 1651 в Лондоне. Убитый был беатифицирован в 1929 году.

Мигель Сервет — великий испанский ученый и гуманист, путешественник и писатель, теолог и анабаптист, философ и переводчик, астроном и географ, анатом и врач. Знал латинский, греческий, иврит, арабский. Открыл малый круг кровообращения. Преследовался за написание антитринитарных трудов.  В 1553 году Кальвин использовал в качестве последнего аргумента против идей Мигеля Сервета казнь на медленном огне. Ученого сожгли вместе с его книгами «Восстановление христианства» («Christianismi Restitutio»). Теперь это одно из самых редких изданий на земле — до наших дней дошло только три экземпляра. Но каждый может увидеть электронную копию книги Сервета.  Преследование, судебный процесс, казнь Сервета, уничтожение его трудов стали причинами общественной дискуссии о свободе слова и это был фундамент для современных представлений о гражданских правах.

Несколько стендов выставки посвящены инквизции в Каталонии. “За всё время своего существования Трибунал в Барселоне рассматривал 5425 дел, из которых 821 были по поводу лютеранства (15% от общего числа). Среди этих случаев 27 (3%) закончились казнью, последний приговор был приведен в исполнение в 1619 году. Ещё 27 человек казнили символически, в виде чучел. Чучела сжигали если приговоренным удавалось убежать. Со второй половины 17 века более 90% приговоров были оправдательными.”

Хроника преследования книг:

Каталог запрещенной литературы, изданный в Мадриде в 1583 году:

Вторая по популярности после Библии средневековая книга «Золотая легенда» Иакова Ворагинского (1260), собрание легенд и житий, подвергнутая цензуре (вклеены новые тексты):

Испорченный портрет Эразма в “Космографии универсалис” Мюнстера (1554):

Библия, отредактированная протестантами:

 

Портрет и описание Макиавелли, подвергнутое цензуре:

Цензура в комментариях к Библии.

Prediche nvovamente venvte in lvce Джироламо Савонарола, изданная в Венеции 1528 году:

Рефрорматор Савонарола был сожжен папистами на площади Синьории во Флоренции 23 мая 1498 года.

Пергамент, который вешали на шею осужденным инквизицией (1621) и седло, в котором возили осужденных (17 век).

продолжение

Поделиться
Запись опубликована в рубрике История, Культура, музеи с метками , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий