ЧВК Курентзис в Испании: Музыка, которая убивает

О попытках запрета концертов Курентзиса в Испании в этом блоге есть два текста: Солдати Газпрому на двох фронтах: ПВК Потік займається геноцидом в Україні та оркестр Курентзіса тримає позиції російського світу на культурній передовій Європі и russian musical vampires going to Spain: NO Currentzis, NO musicAeterna (тут есть письменные ответы испанских коллаборантов на требования отменить гастроли)

Как же проходят эти концерты?

Norman Lebrecht 27.4.2023 “«Газпром» был главным спонсором греко-российского дирижера Теодора Курентзиса, которого до сих пор нанимают полезные идиоты музыкального бизнеса Германии и Австрии. Они должны знать о пятнах крови на его контракте.”

11.5.2023 republica.com Una orquesta rusa próxima al Kremlin desembarca en España con polémica

Российский оркестр, близкий к Кремлю, приземлился в Испании, что вызвало споры. Ансамбль musicAeterna считает своим главным спонсором российский банк, находящийся под санкциями ЕС. Несколько европейских концертных залов отменили свои выступления из-за сомнений в сговоре с путинским режимом

Una orquesta rusa actuará en España por primera vez desde que comenzó la guerra en Ucrania. Zaragoza es la primera parada de la gira que hará por nuestro país y su Ayuntamiento ha afirmado que ha chequeado y verificado con el Ministerio de Cultura que no existen incidencias ni contraindicaciones para que este viernes puedan actuar en el Auditorio de la ciudad el director Teodor Currentzis y el conjunto musicAeterna, afincado en San Petersburgo, al no estar vetados por la Unión Europea ni existir vetos a artistas ni deportistas. Según publica este jueves el diario El País, la orquesta de Currentzis cuenta como principal patrocinador con el banco ruso VTB, sancionado por la Unión Europea tras la invasión de Ucrania, y será el primer conjunto ruso tras el inicio del conflicto bélico que actúe en España, donde lo hará también los días 14 y 15 de este mes en Barcelona y el 17 y 18 en el Auditorio Nacional de Madrid. Pese a su desembarco en España, varias salas de conciertos en Europa han cancelado recientemente las actuaciones con la orquesta de Currentzis por las dudas sobre su connivencia con el régimen ruso. Desde el Ayuntamiento de Zaragoza han confirmado a EFE que desde el Auditorio se empezó a contactar con la orquesta en 2020 y se cerró su actuación en el año 2021, antes del inicio de la invasión rusa de Ucrania en febrero del pasado año. Según toda la información requerida al promotor de la gira española, ni la orquesta ni su director figuran como entidades sancionadas o vetadas por la Unión Europea, ni constan declaraciones públicas apoyando la guerra en Ucrania. Estas mismas fuentes han apuntado además que, según los promotores, todos los miembros de musicAeterna, compuesta por rusos, una ucraniana, españoles, azeríes o alemanes, tienen el visado en regla expedido por el Gobierno de España para permiso de trabajo, y que su actuación no se ha cancelado de ninguna programación prevista en el país, donde actuarán en Barcelona y en el Auditorio Nacional, como se publicita en la web del Ministerio de Cultura. El Ayuntamiento de Zaragoza ha reafirmado su compromiso y solidaridad con el pueblo ucraniano y expresado su rechazo a la invasión rusa y condenado la guerra en Ucrania.”

Российский оркестр выступит в Испании впервые с начала войны в Украине. Сарагоса – первая остановка в туре, который он совершит по нашей стране, и его городской совет заявил, что он проверил и подтвердил с Министерством культуры, что нет никаких инцидентов или противопоказаний, чтобы в эту пятницу дирежер Теодор Курентзис мог выступить в City Auditorium вместе с ансамблем musicAeterna, базирующимся в Санкт-Петербурге, поскольку они не запрещены Европейским Союзом и нет запретов на (работу) артистов или спортсменов. Как опубликовала в этот четверг газета El País, оркестр Курентзиса имеет в качестве основного спонсора российский банк ВТБ, находящийся под санкциями Европейского Союза после вторжения в Украину, и станет первым российским оркестром, который выступит в Испании после начала войны,  также концерты пройдут 14 и 15 числа этого месяца в Барселоне и 17 и 18 числа в Национальном зале Мадрида. Несмотря на его появление в Испании, несколько концертных залов в Европе недавно отменили выступления с оркестром Курентзиса из-за сомнений в его сговоре с российским режимом. В городском совете Сарагосы EFE подтвердили, что контакт с оркестром начался из Аудитории в 2020 году, а его выступление завершилось в 2021 году, до начала российского вторжения в Украину в феврале прошлого года. Согласно всей информации, запрошенной у промоутера испанского тура, ни оркестр, ни его руководитель не фигурируют как лица, на которые наложены санкции или вето Европейского Союза, и они не делали никаких публичных заявлений в поддержку войны в Украине. Эти же источники также указали, что, по словам промоутеров, все участники musicAeterna, состоящие из русских, украинцев, испанцев, азербайджанцев или немцев, имеют действующую визу, выданную правительством Испании для разрешения на работу, и что их выступление не было отменено ни в одной из запланированных программ в стране, где они будут выступать в Барселоне и в Национальной аудитории, как рекламируется на веб-сайте Министерства культуры. Городской совет Сарагосы подтвердил свою приверженность и солидарность с украинским народом, выразил неприятие российского вторжения и осудил войну в Украине.”

11.5.2023 cope.es Zaragoza verifica que no existen vetos para el concierto de la orquesta rusa musicAeterna

“El Ayuntamiento de Zaragoza ha chequeado y verificado con el Ministerio de Cultura que no existen incidencias ni contraindicaciones para que este viernes puedan actuar en el Auditorio de la ciudad el director Teodor Currentzis y el conjunto musicAeterna, afincado en San Petersburgo, al no estar vetados por la Unión Europea ni existir vetos a artistas ni deportistas. Agencia EFE. El Ayuntamiento de Zaragoza ha chequeado y verificado con el Ministerio de Cultura que no existen incidencias ni contraindicaciones para que este viernes puedan actuar en el Auditorio de la ciudad el director Teodor Currentzis y el conjunto musicAeterna, afincado en San Petersburgo, al no estar vetados por la Unión Europea ni existir vetos a artistas ni deportistas. Según publica este jueves el diario El País, la orquesta de Currentzis cuenta como principal patrocinador con el banco ruso VTB, sancionado por la Unión Europea tras la invasión de Ucrania, y será el primer conjunto ruso tras el inicio del conflicto bélico que actúe en España, donde lo hará también los días 14 y 15 de este mes en Barcelona y el 17 y 18 en el Auditorio Nacional de Madrid. Desde el Ayuntamiento de Zaragoza han confirmado a EFE que desde el Auditorio se empezó a contactar con la orquesta en 2020 y se cerró su actuación en el año 2021, antes del inicio de la invasión rusa de Ucrania en febrero del pasado año. Según toda la información requerida al promotor de la gira española, ni la orquesta ni su director figuran como entidades sancionadas o vetadas por la Unión Europea, ni constan declaraciones públicas apoyando la guerra en Ucrania. Estas mismas fuentes han apuntado además que, según los promotores, todos los miembros de musicAeterna, compuesta por rusos, una ucraniana, españoles, azeríes o alemanes, tienen el visado en regla expedido por el Gobierno de España para permiso de trabajo, y que su actuación no se ha cancelado de ninguna programación prevista en el país, donde actuarán en Barcelona y en el Auditorio Nacional, como se publicita en la web del Ministerio de Cultura. El Ayuntamiento de Zaragoza ha reafirmado su compromiso y solidaridad con el pueblo ucraniano y expresado su rechazo a la invasión rusa y condenado la guerra en Ucrania.”

Сарагоса проверяет отсутствие вето на концерт российского оркестра musicAeterna Городской совет Сарагосы проверил и подтвердил с Министерством культуры, что нет никаких инцидентов или противопоказаний, чтобы в эту пятницу директор Теодор Курентзис и ансамбль musicAeterna, базирующийся в Санкт-Петербурге, могли выступить в городском Аудиториуме, поскольку на них не наложено вето. Европейским союзом, и артисты или спортсмены не имеют права вето. Агентство ЭФЭ. Городской совет Сарагосы проверил и подтвердил с Министерством культуры, что нет никаких инцидентов или противопоказаний, чтобы в эту пятницу директор Теодор Курентзис и ансамбль musicAeterna, базирующийся в Санкт-Петербурге, могли выступить в городском Аудиториуме, поскольку на них не наложено вето. Европейским союзом, и артисты или спортсмены не имеют права вето…. В городском совете Сарагосы EFE подтвердили, что контакт с оркестром начался из Аудитории в 2020 году, а его выступление завершилось в 2021 году, до начала российского вторжения в Украину в феврале прошлого года. Согласно всей информации, запрошенной у промоутера испанского тура, ни оркестр, ни его руководитель не фигурируют как лица, на которые наложены санкции или вето Европейского Союза, и нет никаких публичных заявлений в поддержку войны в Украине. Эти же источники также указали, что, по словам промоутеров, все участники musicAeterna, состоящие из русских, украинцев, испанцев, азербайджанцев или немцев, имеют действующую визу, выданную правительством Испании для разрешения на работу, и что их выступление не было отменено ни в одной из запланированных программ в стране, где они будут выступать в Барселоне и в Национальной аудитории, как рекламируется на веб-сайте Министерства культуры. Городской совет Сарагосы подтвердил свою приверженность и солидарность с украинским народом, выразил неприятие российского вторжения и осудил войну в Украине.

Zарагоса

12.5.2023 heraldo.es “El conjunto MusicAeterna, arte sin límites en el Auditorio. Еl concierto de ayer en Zaragoza fue el primero de una orquesta rusa en España desde la invasión de Ucrania” //”Ансамбль MusicAeterna, искусство без границ в Аудитории. Вчерашний концерт в Сарагосе стал первым концертом российского оркестра в Испании после вторжения в Украину”

В эту пятницу в зале Моцарта состоялся новый сольный концерт в рамках Сезона больших концертов Auditorio de Zaragoza. Оркестр MusicAeterna под управлением своего основателя, греко-российского дирижера Теодора Курентзиса, представил в арагонской столице яркую программу с произведениями Штрауса и Чайковского. На этот раз зал Моцарта не был полностью заполнен – хотя, несомненно, это была еще одна прекрасная возможность насладиться необыкновенным выступлением, получившим аплодисменты публики. Единственным несоответствием было то, что представительство этого формирования не санкционировало вход фотокорреспондентов в помещение. Концерт российского оркестра стал первым в Испании после вторжения в Украину, несмотря на его связи с Кремлем. Однако в прошлый четверг городской совет Сарагосы подтвердил, что у музыкантов нет никаких инцидентов или противопоказаний для выступления в Аудитории, поскольку Европейский Союз не наложил вето на них, а артисты или спортсмены не имеют вето. Оркестр Курентзиса считает своим главным спонсором российский банк ВТБ, находящийся под санкциями Европейского Союза после вторжения в Украину. Консистория Сарагосы подтвердила, что контакт с этой группой начался из Аудиториума в 2020 году, а ее деятельность завершилась в 2021 году, до начала российского вторжения в Украину в феврале прошлого года. Теодор Курентзис — главный дирижер Штутгартского симфонического оркестра SWR и художественный руководитель ансамбля MusicAeterna и камерного хора MusicAeterna. Ансамбль был резидентом Пермского театра оперы и балета с 2011 по 2019 год. В июле 2019 года Теодор Курентзис ушел с поста художественного руководителя Пермской оперы, чтобы сосредоточиться на выводе MusicAeterna на новые высоты в качестве независимого образования и при частном финансировании. В качестве бывшего художественного руководителя Пермской оперы Теодор заказал несколько крупных новых произведений, в том числе «Тристию» Филиппа Эрсанца (2016 г.), оперу Дмитрия Курляндского «Носферату» (2014 г.), оперу Алексея Сюмака «Песни» (2016 г.) и скрипичный концерт Сергея Невского (2015). Родившийся в Греции, Курентзис начал свое обучение дирижированию в Санкт-Петербургской государственной консерватории у профессора Ильи Мусина, учениками которого были, среди прочих, известные дирижеры Одиссей Димитриадис, Валерий Гергиев и Семен Бычков. Следующая встреча Сезона больших концертов, которая началась 11 ноября, состоится 25-го числа с Al Ayre Español. Осталось еще два концерта: I Musici 6 июня и заключительный цикл 16 июня с оркестром Kingdom of Aragon и Amici Musicae.

“La sala Mozart ha acogido este viernes un nuevo recital dentro de la Temporada de Grandes Conciertos del Auditorio de Zaragoza. La orquesta MusicAeterna, bajo la batuta de su fundador, el director grecorruso Teodor Currentzis, ha ofrecido en la capital aragonesa un vibrante programa con obras de Strauss y Chaikovski. La Mozart no ha llegado a llenarse esta vez, aunque sin duda ha sido otra gran oportunidad de disfrutar de una actuación extraordinaria, muy aplaudida por el público. La única nota discordante ha sido que la representación de esta formación no autorizó la entrada de fotógrafos de prensa a la sala. El concierto ha sido el primero de una orquesta rusa en España desde la invasión de Ucrania, a pesar de sus vínculos con el Kremlin. No obstante el Ayuntamiento de Zaragoza verificó el pasado jueves que no existen incidencias ni contraindicaciones para que los músicos pudieran actuar en el Auditorio, al no estar vetados por la Unión Europea ni existir vetos a artistas ni deportistas. La orquesta de Currentzis cuenta como principal patrocinador con el banco ruso VTB, sancionado por la Unión Europea tras la invasión de Ucrania. El Consistorio zaragozano confirmó que desde el Auditorio se empezó a contactar con este conjunto en 2020 y se cerró su actuación en 2021, antes del inicio de la invasión rusa de Ucrania en febrero del pasado año. Teodor Currentzis es director principal de la Orquesta Sinfónica de la SWR de Stuttgart y director artístico del conjunto MusicAeterna y del Coro de Cámara MusicAeterna. El conjunto fue residente en el Teatro de Ópera y Ballet de Perm desde 2011 hasta 2019. En julio de 2019, Teodor Currentzis dejó el cargo de director artístico de la Ópera de Perm para centrarse en llevar a MusicAeterna a nuevas metas como formación independiente y con financiación privada. Como antiguo director artístico de la Ópera de Perm, Teodor ha encargado varias obras nuevas importantes, entre ellas ‘Tristia’ de Phillipe Hersants (2016), la ópera ‘Nosferatu’ de Dmitrii Kourliandski (2014), la ópera ‘Cantos’ de Alexei Syumak (2016) y un concierto para violín de Sergey Nevsky (2015). Nacido en Grecia, Currentzis comenzó sus estudios de dirección de orquesta en el conservatorio estatal de San Petersburgo, bajo la tutela del profesor Ilya Musin, cuyos alumnos, entre otros, fueron los renombrados directores Odyseuss Dimitriadis, Valery Gergiev y Semyon Bychkov. La próxima cita de la Temporada de Grandes Conciertos, que comenzó el 11 de noviembre, será el día 25, con Al Ayre Español. Todavía quedarán dos conciertos más: el de I Musici, el 6 de junio, y el de la clausura del ciclo, el 16 de junio, con la Orquesta Reino de Aragón y Amici Musicae.”

13.5.2023 heraldo.es  Восторженная статья о концерте в Сарагосе называется “Шесть секунд тишины“. Журналист забывает написать о том, что играет путинский оркестр. Два контрабаса, две виолончели и два альта начали драматическую композицию, пытающуюся символически воссоздать историческую Мюнхенскую оперу, разрушенную бомбежкой 1943 года... Произведение исполнено с необыкновенной глубиной в четырех частях. Интересно, с такой ли глубиной падали в это время бомбы на украинскую землю? С такими же ощущениями россияне уничтожали детей, укрывавшихся в театре Мариуполя?

Alexander Strauch 2 д.  El Pais berichtet sehr kritisch über Currentzis Musicaeterna Tour in Spanien, läßt fast keine Entwicklung seit 2022 aus bis hin zu Gazprom-Miller, VTB-Kostin und Fragen an den spanischen Tourorganisator, der sich eher windet als ihre Gäste verteidigen zu können. Und Frau Haane vom SWR Symphonieorchester beantwortet derweil keine Anfragen mehr von Axel Brüggemann, der doch immer wieder für den SWR kommentiert als freier Gast.

Фото из фб Alexander Strauch:

14.5.2023 Maricel Chavarría, lavanguardia.com (информационный спонсор мадридских концертов) Teodor Currentzis: “Venimos a honrar todas las heridas que estamos sufriendo” пишет, что зомбак  выступает “с MusicAeterna, первым российским оркестром, выступающим в Европе после вторжения в Украину“. “Тур начался в четверг с теплого приема публики в Сарагосе, где городской совет, проводивший кампанию, потребовал одобрения министерства: ЕС не наложил вето на этот оркестр, равно как и нет никаких вето для артистов или спортсменов, заявило правительство. Так, возникшая в Новосибирске, а ныне базирующаяся в Санкт-Петербурге труппа, состоящая из музыкантов десяти национальностей, в том числе четырех испанцев, сегодня исполняет уже упомянутую… Обе программы затем отправляются в Мадрид, билеты практически везде распроданы.

«Я счастлив представить эту программу в «Барселоне». Я люблю этот город, его жители очень ценят музыку. В этом зале всегда встречаются люди, с которыми мы точно можем разделить нашу боль, наши надежды и наши мечты», — добавляет Курентзис. Его боль? Или он имеет ввиду, что это боль вампира, и трудно найти в мире сволочей, которые бы сейчас разделяли боль российских вампиров – но он нашел их в Барселоне? Его надежды и мечты? Это какие же мечты должны раздлить барселонцы? Уничтожение украинцев и захват украинских земель? Что бы не сказал зомби, журналист явно не осознает, что публикует.

Каталонская флейтистка Laura Pou, которая играет в оркестре зомби и восхваляет Курентзиса в статье. Имена еще трех испанских музыкантов-коллаборантов: trompa valenciano Jairo Pablo Gimeno, trombonista Gerard Costes, de Amposta, contrabajista Carlos Navarro, de Murcia.

Думать, что на этот оркестр, созданный с заботой и поэтическими амбициями, можно было наложить вето в Европе из-за войны и политической ситуации, поляризовавшей мир, означало недооценивать силу искусства, когда оно вырывается наружу и освещает конфликтующие души. Это не продукт для потребления, это опыт… одному из самых далеко идущих художественных проектов в классической музыке… И, преодолевая препятствия, которые el imaginario europeo перед российскими оркестрами — его собственный имеет банк ВТБ в качестве основного спонсора, — Курентзис теперь берет ее с собой в турне с Agencia Camera, которое подумывает о расширении деятельности в Италии.

Дальше следует ремарка, какие российские артисты бедняжки, ведь им приходится выводить деньги через банковскую схему. Интересно, а куда в конечном итоге поступают деньги, неужели журналист не может сложить два и два и не догадывается, что так испанские денежки летят в виде бомб на головы украинцев? Маловероятно. Статья выглядит как попытка оболванить читателей.

Российским артистам трудно и в своей стране, и за границей – трудности огромны, даже с контрактами, подписанными за годы до конфликта. Это хорошо знает Королевский театр, который для постановки «Носа» Шостаковича* привез певцов из россии. Во-первых, проверяется, что они не входят в список лиц или организаций, подпадающих под санкции ЕС, а затем проверяется, что банк, на счет которого они получат платеж, не входит в число подсанкционных и его деятельность не затронута санкциями ЕС. Если это так, у артистов не будет проблем с оплатой, но с международными переводами — и это не относится к участникам MusicAeterna, поскольку их тур включен в платежную ведомость — процессы идут дольше, чем обычно: им приходится тратить много меры, чтобы предотвратить попадание денег в руки банков, на которые распространяются санкции.”

*теперь используется российским посольством как пример отсутствия канцела на русский мир на западе

13.5.2023 elpais.com Pablo L. Rodríguez “Teodor Currentzis y musicAeterna: mucha intensidad y sufrimiento, poca emoción”

Heberto Corrales Domínquez, источник фото https://notasdeprensa.org/author/heberto-corrales-dominquez/

13.5.2023 Heberto Corrales Domínquez, Teodor Currentzis y musicAeterna: mucha intensidad y sufrimiento, poca emoción “… 12 мая, в Zaragoza Auditorium. Это был первый российский оркестр, выступивший в Испании после вторжения на Украину 24 февраля 2022 года. И концерт прошел в обычном режиме. Ни молчание режиссера и оркестра перед лицом конфликта, ни полемика, вызванная пропутинским финансированием концерта, не уменьшили теплого приема арагонской публики… Мы ничего не знаем о его беседах со Штраусом, но он написал искреннее письмо Чайковскому в буклете, сопровождающем его запись Симфонии № 6 «Патетическая» (Sony Classical) в 2015 году. он снабдил его подзаголовком «Отравленный меланхолией» Наконец, он выразил свои трудности с тем, чтобы в настоящее время уловить все, что содержит эта партитура: «Трудно жить в мире, в котором мы потеряли способность плакать перед лицом красоты». Согласны ли вы, милый Петр Ильич?”

БарZелона

Roger Fontcuberta  1 д. Primer dels 2 concerts que MusicAeterna i Teodor Currentzis faran a Barcelona. Avui al Palau de la Música Catalana hem escoltat una versió força personal de les Metamorfosis de Richard Strauss i una segona part amb la patètica de Txaikovski. Sense dubte una obra que coneixen molt bé i on Currentzis es pot permetre donar major protagonisme als solistes ( molt aplaudits) creant contrastos molt potents entre els passatges més ‘piano’ i els ‘forte’ . Una gran nit amb 2 obres cabdals dels 2 compositors.

14.5.2023 Pablo Meléndez-Haddad elperiodico.com Currentzis, MusicAeterna y su grito pacifista “El aclamado director consigue que su conjunto sea la primera orquesta rusa en actuar en España desde la invasión de Ucrania” // Курентзис, MusicAeterna и их пацифистский клич «Известный дирижер делает свой ансамбль первым русским оркестром, выступающим в Испании после вторжения в Украину»”

ZМадридZ

Фото: Cristina Asensio & Roberto de Roa / La Filarmónica, зал, в котором и играл путинский оркестр.

Rafael Ortega Basagoiti, фото с линкедина

Неизвестный вам Rafael Ortega Basagoiti написал статью “Madrid / Novena de Mahler por Currentzis: emocion indescriptible” для scherzo.es – она полна бессмысленного пустословия, свойственного не преуспевшим в работе с формой авторам. И в ней нет ни слова о войне и о том, что все, кто участовал в планировании атаки ЧВК Курентзис на Испанию и все, кто находился в зале – коллаборанты, пособники геноцида украинского народа и военные преступники.

 

Больше:

Alexander Strauch 6 май в 09:40  Wow, Putinistas are joining Currentzis’ concerts: Yesterday a ardent defender of the Russian Terror war joined as often the Teodor Currentzis/MusicAeterna-concert in St. Petersburg: Mikhail Piotrovsky, Boss of Eremitage. Musicaeterna & Eremitage cooperated in projects of both. Piotrovsky said about Putin’s Terror war, once he said: “We are all militarists and imperials… On the one hand, war is blood and murder, and on the other, it is the self-affirmation of people, the self-affirmation of the nation…Well, after all, we were all brought up in the imperial tradition, and the empire unites many peoples, unites people, finding some common and important things for everyone.” So there was a Dürer-concert 2022 in cooperation of both.

+

Alexander Strauch 15.5.2023MusicAeterna mit Teodor Currentzis in Barcelona. Gute Nachricht: Donbass-Song-Tenor Alexander Gajnutdinov ist nicht mehr im Chor. Bad news: Dafür posiert er nun mit “Z” und Uniform und wird von mindestens vier Chor- und Orchestermitgliedern dafür geliket. Der Posaunist ist gerade auf Tour in Spanien dabei, auch Trompeter Kurdakow, der 2014 Krim-Annexion begrüßte samt Ken FM, Gajnutdinovs Russlandfahne am 24./25.2.22 gut fand/likete und zudem bei Utopia in 2022 dabei war, ist wohl dabei bzw. noch Mitglied des Orchesters.

+

25.11.2022 источник “Четырех артистов ансамбля Курентзиса отстранили от работы в Германии за поддержку СВО Один из них спел в соцсетях песню о спасении Родины от фашистов, другой врубил отопление на полную мощность.”

+

+ BBC про Газпромовское ЧВК Поток https://www.bbc.com/russian/features-65602020

+ Грядущие итальянские концерты Курентзиса источник “Il cartellone 2023-2024 dell’Accademia Nazionale di Santa Cecilia è ricco di nomi di prestigio, da Jakub Hrůša a Daniele Gatti, Daniil Trifonov, Maurizio Pollini, Martha Argerich, Teodor Currentzis, Igor Levit, Evgeny Kissin, Vkingur àlafsson, Lang Lang, Lahav Shani, Elīna Garanča, Ildar Adbrazakov, Patricia Kopatchinskaja.”

Пропутинский журналист Rubén Amón. Источник фото https://latermicamalaga.com/periodista-polifonico-ruben-amon/

19.5.2023 Rubén Amón elconfidencial.com La comuna rusa de Currentzis escandaliza en el Auditorio NacionalБыл бы смысл возмущаться присутствием в эти дни оркестра из Санкт-Петербурга в Барселоне, Мадриде и Сарагосе – если бы не тот факт, что Испания утроила свою зависимость от российского газа с начала войны в Украине. Назовем это реальной политикой. И в то же время согласимся, что культура, как и спорт, выполняла функции дипломатической охранной грамоты в самых конфликтных ситуациях. Об этом свидетельствуют советские оркестры и педагоги, приехавшие в Испанию во времена режима Франко, когда между Мадридом и Москвой не было дипломатических отношений. Рождественский и Светланов дирижировали оркестром РТВЕ в 1965 и 1966 годах, точно так же, как гастроли балета Моисеева отразились в хронике NODО в середине 1960-х. Компания работала в Сантандере. И почтить ее пришли Ла Чунга, Дали и Антонио Bailarín.Пришло время осветить холодную войну. И установить связь с Советским Союзом, которая предрасполагала к постепенному прибытию больших групп, часто при посредничестве культурного пропагандиста Альфонсо Айона. Композиторы вне закона Московский симфонический оркестр прибыл в Испанию. А потом это сделали балет Кировского театра и Ленинградская филармония (1972). Вот почему интересно, что действующая в наше время декларация русофобии дает себе просторы и поводы для оттепели. И не только для того, чтобы спасти от костра композиторов, по глупости запрещенных на некоторых площадках Украины и Запада, — Чайковского, Рахманинова, Шостаковича… — но и для того, чтобы отличить путинскую ярость от побочных жертв. Частью их является MusicAeterna, удивительный оркестр, чье врожденное бродяжничество вызывает в памяти как его рождение в Сибири (Новосибирск, 2004), так и его потрясающее преображение в старом Молотове (Пермь). Именно на Урале (2009-2019 гг.) греческий мастер Теодор Курентзис задумал коммуну художников или секту исключительной квалификации. Превратившись в гуру, шамана, греческий мастер демонстрирует, до какой степени оркестр может стать личным продолжением тела, идей, понятий, мистерий. Он продемонстрировал это, записав трилогию о Моцарте и Да Понте, а также поставив «Патетику» Чайковского. Он есть в каталоге Sony. Это представляет собой дьявольский опыт. И это главный аргумент турне MusicAeterna в Испанию, теперь, когда оркестр обосновался в Санкт-Петербурге и пытается преодолеть вето путинизма. Самая большая проблема толерантности к артистам заключается в том, что основным спонсором MusicAeterna является российский банк, близкий к царю и находящийся вне закона – в черном списке ЕС. Именно по этой причине некоторые западные театры и зрительные залы отказались брать ее. Послу Украины в Австрии удалось сорвать запланированный концерт в Вене, но это хорошая новость, что частное испанское учреждение, филармония, открыло брешь в санитарном кордоне. И позволил нам изучить un camino de éxtasis.  Инициирующего путешествия по «Метаморфозе» Штрауса. В хорошем смысле скандального опыта прослушивания Шестой симфонии Чайковского в таких условиях. Me refiero al escalofrío de la experiencia. Русских горок эмоций. Оркестр, который так похож на броненосец «Потемкин», своей военной свирепостью, воинственностью ветра, насколько он напоминает легкость или невесомость мариинской танцовщицы. Пёро. Шок. Метамузыкальный подвиг. Версия La Pathétique в руках этих россиян выглядела как прощальное письмо террориста-смертника. Слеза, которую Курентзис переносит из теллурической концепции. Первая часть уже предвещает путешествие во тьму, но последняя — самый тревожный и мучительный переход. Пронзительный ветер вызывает в памяти трубы Апокалипсиса. Лес темнеет, как будто это была последняя ночь. Los contrabajos percuten —literalmente— en la sincronía de una música patibularia. Симфония не кончается. Агонизирует. Он прощается с землей. Se consume. Y hace mucho frío cuando la vela se apaga. Я не помню, чтобы когда-либо слышал Pathétique, столь же жалостливую, как тот, который Курентзис задумал с коммуной MusicAeterna. И я говорю жалостливая (жалкая) в самом глубоком значении прилагательного, далеком от уничижительных коннотаций, которые преобладают в обычном употреблении. Это Pathétique в самом серьезном определении пафоса, состояние транса и настроения, которое исследует пределы печали, страсти. Что говорит нам о страданиях Чайковского перед смертью с грубостью и честностью, которые в конечном итоге волнуют его внутренности. Курентзис переоделся Хароном. Он переносит нас на другую сторону берега. Мы замечаем темный поток, который качает нас. И возникает странное ощущение боли и эстетического наслаждения. Версия Теодора Курентзиса – словно он дал нам свечу на похоронах Чайковского. И слышно, как трудно дышать греческому маэстро. Греческому и русскому. Не потому, что в Санкт-Петербурге есть мастерская заклинаний и алхимии, или из-за общности православной культуры, которую связывают Афины и Москву, а потому, что он был ребенком, когда посещал версию «Патетики» Мравинского с тогдашней Ленинградской филармонией. Транс запечатлел характер, он привил пафос. И Курентзис подумал, что пора взойти на кафедру. Упокоимся с миром. И давайте согласимся, что заглядывание в бездну рука об руку с греческим жрецом требует периода выздоровления, que araña las entrañas.”

8.7.2023 Moritz Eggert “Курентзис проиграл свое будущее” – вью для Радио Свобода

Поделиться
Запись опубликована в рубрике Культура, Протесты и социальные инициативы с метками , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий