D’ONES: (R)evolució de les dones en la música (3)

предыдущая часть

В зале антифранкистского движения Nova Cançó на цветочках были написаны имена творческих людей:

Для джаз-блюз разворота снимались 9 белокожих и 4 темнокожие музыкантки (троей из них представляли один коллектив, то есть белые заняли 9 мест из 11 мест чёрного культурного направления – не замечала, что в Каталонии имеется дефицит темнокожих певиц): Carme Canela, Marina BBface, Sara Pi, Laura Simo, Andrea Motis, The Sey Sisters, Giulia Valle, The Excitements, Myriam Swansom, Eva Fernandez.

Carme Canela поёт песни, написанные для нее мужчиной и под мужской аккомпанемент:

Marina BBface живет в мире, существовавшим 70 лет назад, феминизм это еще ругательство, а женщина – только объект и инструмент:

Sara Pi с песней про реальную любовь. Наверное, Сара читает какой-то другой интернет. В стилистику местной уличной музыки композиция ложится безупречно. Да и серьги-кольца… Но про серьги позже.

Пример, который подает девочкам Laura Simo, вполне может убедить их в том, что проститутка – лучшая карьера в жизни, а одежда – унижающая человеческое достоинство – норма:

Andrea Motis трубит в составе коллектива. И мы понимаем, что если выглядеть и петь не в стиле “трахни меня”, труба играет значительно хуже. 1 486 127 просмотров фильма подтверждают эту версию.

The Sey Sisters. Единственный африканский (смешанный) коллектив. Одеты в стиле “Чума у протестантов”, и мы видим, какой художественный эффект случается, если женщина не вываливает на экран голые части тела – в следующей части моего рассказа будет множество обнаженных авторов, из песни тела не выкинешь.

Мы вынужденно фокусируемся на лицах, на словах, на музыке. А не на аксиомах патриархата. Биологический пол в этом ролике значения не играет, что, конечно, удивительная редкость. The Sey Sisters вообще выступают с достоинством, которое нетипично для большинства современных женщин:

Giulia Valle также похожа на человека, а не на резиновую куклу. И мы можем услышать ее музыку и отметить ее женское одиночество на сцене:

The Excitements (вокалистку зовут Koko-Jean Davis) – смешанная джазовая группа.

В клипе вы увидите преимущественно мужчин. Женщины присутствуют в мужских пространствах и в традиционных ролях: шлюхи-транса (Коко), рабыни (безликая спутница случайного прохожего), мусора брачного рынка (безликая прохожая старушка). Коко демонстрирует весь блеск порнокультуры и в одном эпизоде даже стоит на улице в позе проститутки. Не очень понятно, как нам всё это пригодится для освобождения женщин. Между прочим, такого рода использование темнокожих артисток, когда они что-то вроде этнической марионетки, особенно распространено в джазе-блюзе. Если белые поют африканские музыки, их обвиняют в культурном захвате. Но так ли обязательно наполнять расизмом всё, что делают сами африканцы?

Myriam Swansom – блюзовая пчела в истерике. Трудно слушать, еще труднее смотреть.

Eva Fernandez воскрешает Мэрлин и музыку, которая без голых сисек не работает. Я давно перестала понимать, зачем нужны такие концерты. Может, какие-то персонажи со старых фотографий на них ходят, не знаю.

Зал Джаз-Блюз выглядел довольно грустно:

И плавно проваливался в попсу. На попсовом развороте были Julia (двое), Joanna Serrat, Donallop, Dolo Beltran, Els Catarres, Me & The Bees (двое), The Crab Apples (трое), Clara Vinals, The Mamzelles, Lakaste.

Звук для клипа Julia записан плохо. Но всё равно крайне интересно видеть, как ведут себя эти женщины-музыканты и как они представляют людям своё высказывание.

Joanna Serrat – может, ревера многовато, но вообще очень любопытно.

Donallop – гетеродуэт, романтизирующий патриархальные стереотипы:

Обложка клипа Dolo Beltran настолько говорящая, что включать не интересно. Обложка не обманывает. Внутри рассказывают, что такое романтика: гетеро-сцены с вином и заходящим солнцем на фоне моря. Зритель, запоминай: всё, что не у моря – не тру.

А еще внутри – пособие “Как быть настоящей женщиной”: ядовитого цвета помада, красные ногти, крашеные волосы, макияж, попытки скрыть возраст. С моей стороны тут нет ни слова критики личного выбора, хотя в смысле внешности его почти не бывает. Но что должна думать маленькая девочка при виде такого гендерного монстра? Нормальные губы, нормальная кожа, естественный цвет волос – с этим какие-то проблемы? Стыдно, что ты взрослеешь? Старость это плохо, она убирает тебя с брачного рынка? Ничего, что на порно-тюнинг надо тратить уйму времени и денег, что приводит к слабоумию и бедности, лишает будущего, свободы и личности?

За морским эпизодом следует сцена с лесбиянками. Они сидят в кафе, рядом – официант, мужчина с серьгой в правом ухе. На стенах авангардные картинки. Шампанское льётся в бокал. В кафе кроме лесби-пары есть и смешанные группы. Геи играют в шахматы. Всё – хорошо! И лесбиянки – хорошо, и геи – хорошо, и гетеро – хорошо. Но как тогда быть с мыслью, что именно гетеропатриархат причина ксенофобии и угнетения? Как быть с тем, что ни один мужчина не знает строение клитора?

Пока мы ищем ответы на эти вопросы, начинается новая противная гетеросцена на берегу моря. Белая пара выгуливает пятерых собак на берегу моря. Женщина в белом объективирующем платье.

Одна пожилая лесбиянка, глядя на перформанс фестиваля VisibLES – перформанс с шоколадной ванной, фруктами, красным полотном и розовыми лепестками – сказала, что данная “мизансцена никак не отражает ее собственные представления о том, что эротично”. Возможно, юные зрительницы клипа Dolo Beltran и смогут ближе ко второй половине жизни сформировать собственный взгляд на то, что является эротичным. Но скорее всего, гетеросексуальные гвозди прочно засядут в их мозгах.

Els Catarres поют, как всё хорошо.  Roser Cruells у них на подпевках. Ей разрешили надеть длинные штаны. И еще она – одна из трех женщин в очках, которые прошли кастинг для коллективных фото журнала. Прогуливаясь по улицам Барселоны, солист Els Catarres рассказывает, что он сделает “для тебя”. У клипа 558 933 просмотров.

Нельзя не отметить, что даже этот коллектив хочет продемонстрировать некоторую прогрессивность, для чего позволяет потанцевать инвалиду-колясочнику (мужчине), африканцам, ребёнку и женщинам. По версии группы, барселонские молодые женщины должны выражать радость, показывая жопу. Старухи избавлены от этой необходимости, они могут просто потанцевать в магазине.

Хороший способ узнать, унижен ли субъект – поменяться ролями, представить, как изменилось бы видео Els Catarres, если бы мужчины и женщины поменялись одеждой и поведением.

Me & The Bees – смешанный коллектив, который не особо заморачивается насчет избавления от гендерных стереотипов. Не очень интересно, но и не самое последнее место в адском топе.

The Crab Apple – ужасно, особенно – вулкан.

Clara Vinals – хорошее малобюджетное видео. Стихи и музыка Клары. Сама Клара – белая ворона на женской сцене, перемазанной косметикой. Как я думаю, в песне поётся про абьюз и личные границы. Но может и буквально – про солнышко и цветы. Мимозы и оливки – местный колорит, красота. Также мне очень нравится, что Клара не улыбается и позволяет себе сложные темы. Тогда как “нормальные” женщины обязаны быть веселы и беззаботны.

The Mamzelles:

Клип начинается достаточно тошнотворно, с порно-красок, и ближе к финалу начинает блистать режиссерский гений. Кажется, все мало-мальски годные, копившиеся на протяжении всей жизни идеи вмяты в клип, потому что это после съемок весь коллектив расстреляют и шанса высказаться не будет. И геи, и старухи, и трансы, и челюсти, и эпидемия зла… Минус – обезличивание исполнительниц.

Lakaste – можно только порадоваться и начать следить за успехами Núria Castelló:

 продолжение следует

Поделиться
Запись опубликована в рубрике История, Культура, музеи, Протесты и социальные инициативы с метками , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий