Амстердам 2016 — 4: Дом-музей Рембрандта // Amsterdam 2016 — 4: Rembrandtmuseet

12938204_1052309348138311_1106620259938334027_n

мобилография Екатерины Дробязко

Дом-музей Рембрандта находится недалеко от площади Рембрандта:)  На Rembrandtplein сейчас располагается скульптурная группа “Ночной дозор”, созданная Михаилом Дроновым и Александром Таратыновым, первая работа из проекта “Живопись в 3D версии”.

Я уже видела работы Михаила Дронова раньше – в ЦДХ. Подозреваю, что многие вещи находились в ЦДХ на постоянной основе – ввиду неподъемности. У Дронова есть приличный “Бегемот” и это он делал безумную медальку «В память 850-летия Москвы».

1999_hippopotamus

Александр Таратынов живет в Голландии – знаменит, увит лаврами – любит проекты, связанные с чужими громкими именами и столпами режима.

Что касается “Живописи в 3D версии”, то Таратынову и Дронову удалось испортить даже покрытые антивандальным колпаком вечности контуры танца Матисса и профиль Федерико да Монтефельтро. Скульптуры проекта, к сожалению, значительно распространились по миру.

Фото с сайта unplaces.ru:

Скульптурный “Ночной дозор”, впрочем, настолько же ужасен, сколько возвышающийся над композицией памятник самому Рембрандту (переворачивайся, Louis Royer, это снова я). Конечно, все вышеперечисленные объекты очень привлекательны для неизбирательных туристов, а, стало быть, пополняют городской бюджет.

Мы посидели на лавочке, посмотрели, сделали пару кадров, прошли мимо – полная иллюзия советской детской площадки, кадавров которой ежегодно покрывали масляной краской.

Это интересно – подумать о том, что такое ремесленник, ответственность, самоцензура. На самом деле нет этической проблемы в самом порождении урода, есть проблема в бесконечном копировании, ретрансляции уродства. Все решает случай – кому достанется печатный станок, богатая невеста и другие ресурсы для захвата рынка. Иногда это Таратынов. Иногда это Рембрандт. Разница заметна только в исторической перспективе – чьи-то вездесущие работы сгинут бесследно, а чьи-то немногочисленные станут нравственными ориентирами.01-001

Дом-музей Рембрандта располагается в двух зданиях. Новое крыло построено в виде офортной доски, одна из стен музея сделана похожей на огромную протравленную медную пластину.01-106
Зайдем? Бесплатный аудиогид немного скучный, но зато он знает русский.01-002
01-003
01-004Путешествие начинается под землей, в реальной выгребной яме и в условной могиле. В первом зале демонстрируются вещи эпохи Рембрандта, обнаруженные при реконструкции музея именно в выгребной яме – котелки с грунтовкой, ложки, керамика, детские игрушки.01-00701-006Рядом в витрине только один экспонат – похоронный медальон Рембрандта. Состоявшие в гильдии (в данном случае – в гильдии св.Луки) получали два медальона – членский и погребальный. Исследователи отмечают экстраординарность того, что медальон вообще сохранился, а также, что на медальоне имя написано как “Rembrant”. Herman – имя отца, S – это “schilder”, художник. 01-008
01-009Интерьеры кухни и остальных комнат – это только реконструкция. Кухня, она же столовая – просторная комната с огромным камином, печкой, шкафом для сна, водопроводом, стульями, шкафами и полками для посуды. Всё увешано кухонной утварью. Стены и пол выложены плиткой. Около кровати располагаются складной столик и грелка. 01-010 01-01101-01201-01301-01401-015
01-016 01-017 01-018 01-019 01-020

Вестибюль украшен картинами предшественников и современников Рембрандта, в том числе его учителя, некогда лучшего художника Амстердама, Питера Ластмана. Около каждой картины есть цифра и можно слушать истории, которые голландцы пересказывали друг другу в 16-17 веках.

01-029

01-034 Дерево, расписанное под мрамор – при входе в приемную, также наполненную картинами. В приемной комнате Рембрандт разговаривал с заказчиками. В этой комнате был большой камин и кровать в шкафу.

01-035 01-036 01-037 01-038 01-039 01-040 01-041 01-042 01-043 01-044 01-045 01-046 01-047 01-048 Большая мастерская отапливалась двумя чугунными печами. Окна выходили на север – это давало ровный свет. Иногда окна затягивали белым полотном. Современный мастер устраивает в этой комнате мастер-класс по приготовлению рембрандтовских красок. 01-049 01-05001-05101-05201-05301-05401-05501-05601-05701-05801-05901-06001-06101-06201-06301-06401-06501-066В 17 веке было мало пигментов, которые могли использовать художники, краски были дорогими. Пигменты смешивали с льняным маслом. Краски делалось столько, сколько нужно на один день, картины рисовались частями. Рембрандт использовал 12 красок, к концу жизни он ограничивался 6-ю.01-06701-06801-06901-070Коллекция экзотических вещей, которая стала причиной успеха и несчастий Рембрандта, располагалась в большом кабинете. Даже сейчас такая коллекция стоит очень дорого.01-07101-07201-07301-07401-07501-07601-07701-07801-07901-08001-08101-08201-08301-08401-08501-08601-08701-08801-08901-09001-09101-09201-09301-09401-09501-096

В малой мастерской рисовали ученики. 01-09701-09801-09901-10001-10101-10201-103 01-105В залах с офортами фотографировать было запрещено. Офорты показывают сериями, основная часть всегда в хранилище.01-104

В магазине при музее продается много книг и предметов, акцент сделан на офорты, которые собирает музей. Что касается отсутствия картин – ну да, картин нет. Но во всех крупных музеях каждый европеец постоянно встречается с работами Рембрандта. Интересно было, наконец, увидеть, где же это всё было нарисовано.

Русский гид неожиданно хороший, его можно заказать онлайн или купить в музее. Единственный недостаток книги – книжка маленькая, очень маленькая:)

Screenshot from 2016-05-01 18-35-31

P.S.:

“…разрешение Марии от бремени необычно: оно не просто приносит на землю еще одного человека, но дает начало жизни, которая изменит мир, и часы, установленные на тридцать три года, уже начали отсчет времени.
Как и «Положение во гроб», «Поклонение пастухов» – это словно разговор вполголоса. Вокруг спящего Младенца установилась тишина. Сон и солома. Свет пробегает по пучкам срезанных колосьев золотыми отблесками, тонкие лучи исходят от маленького личика и ручек. Свет становится призрачным на синем рукаве Богоматери, коричневой одежде Иосифа, исчезает в темноте, затем снова появляется на бороде и лице одного из мужчин, на сомкнутых руках другого. Свет поднимается кверху, касается странных пастухов, завершивших свой долгий путь, выхватывает сначала три лица, затем остальные. Так постепенно растекается это дрожащее свечение. В «Положении во гроб» он похоронил солнце…”

2006, “Утопия” Super Nova Remnant

“Что до Корнелии, пока будут длиться споры по поводу бедного наследства Рембрандта, ибо Франсуа ван Бейлерт пытался поточнее подсчитать, во сколько все-таки оценивается наследство его подопечной, она начнет новую жизнь. С согласия своего опекуна Абрахама Франсена она, сирота, выйдет замуж за сироту. 3 мая 1670 года состоится обручение Корнелиса Сейтхофа, художника двадцати четырех лет, и Корнелии ван Рейн, восемнадцати лет. Под документом стоят две подписи – Корнелиса и Корнелии. 5 октября супруги придут к нотариусу, чтобы продиктовать ему свое завещание. Поскольку, по их словам, они ничем не обладали, это не заняло много времени. Их будущее имущество отойдет к их детям, когда те у них будут. Однако нотариус отметил, что они собираются отправиться в голландскую Индию, точнее, в Батавию, на корабле «Тюльпенбург»…Нотариусу она заявила, что покидает Голландию, ничего не взяв с собой.” Декарг Пьер – Жизнь замечательных людей – 771. Рембрандт

2001, “Корнелия” Астраханский альбом

 

Интересные тексты

http://www.rangir.ru/simple/45-tvorchestvo-rembrandta-jivopise-i-grafika/main.html

http://www.akmar.info/art/rembrandt-kartinyi-zolotogo-veka-1631-1642/

http://www.akmar.info/art/saskiya-van-eylenburg/

Поделиться
Запись опубликована в рубрике История, Культура, музеи, Путешествия и прогулки с метками , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий