15.11.2025 Подошло время нашей поездки в рождественскую Вену, но жизнь к этому времени стала такой интенсивной, что мы едва успели собраться. Сломалось примерно всё и внезапно нужно было оформлять документы, лечиться, делать странные покупки.
Такси до аэропорта приехало на неправильную точку и мы бродили по барселонским холмам с чемоданом. Терминал Austrian Airlines неверно распечатал бирку — вместо чемодана 23 кг на ручной багаж — и автоматический забор багажа показывал перевес. Пришлось сдаваться по старинке. На проверку безопасности нас переправили в самый дальний угол.
По дороге к гейту нашли зелёных болдуманов и купили одного, причем выглядел он так плохо, словно остался с прошлого года. Болдуманы — пончики в виде человечков, лишь несколько из них веганские и нравится мне только яблочный зелёный, который давно уже невозможно купить в обычных магазинах Boldú. Они плохо продаются и поэтому их можно получить лишь на заказ. В аэропорту зелёные почему-то доступны.
Потом была очередь на посадку, самолёт задержали. На входе в рукав самолета контролерша спросила, знаю ли я английский. Сама она английского не знала. Я сказала, что могу говорить с ней на испанском, после чего она решила, что мы не можем садится в самолёт. Оказалось, около запасного выхода могут сидеть только англоязычные. Тогда пришлось сообщить, что я понимаю английский, просто хотела говорить на понятном для неё языке.
Полёт продолжался почти два часа. В меню был томатный сок 900 мл за 17 евро и веганский фалафель. Всё это мы покупать не стали. Во-первых, истории про обострённое восприятие томатного сока в воздухе интересные, но не за такую цену. И в самом начале веганства фалафели, бургеры, гуакамоле и хумус казались пределом желаний, а через 20 лет фастфуд утомляет и нужна настоящая еда.
Стюардессы Austrian были моего возраста или старше, с ног до головы в красном, пиджаки, юбки, колготки ярко красные. Лишь одна юная в очках и белом фартуке с тремя большими карманами раздавала воду в пластиковых стаканчиках с тиснением Austrian. Эта бесплатная вода и еще конфеты с портретом Моцарта, которые мы не взяли, должно быть, обозначали переход в мир давно забытого взаимного уважения и порядка.
В Вене — туман и холод. В аэропорту едва нашли указатели лент с багажами. Мешался дубль-самолет из Барселоны. Забрали наш полуживой чемодан, переоделись в одежду с веганскими мотивами и на сити-экспрессе поехали на фестиваль Vegan Planet.
Нельзя сказать, что венцами разработана комбинация билетов, позволяющая экономить.
Можно купить Vienna City Card на транспорт на 1,2,3,7 дней, по ней есть скидки в музеи. Список музеев неочевидный, и в кассах возможности скидок специально не указывают — так что какой бы картой вы бы не обзавелись, лучше спрашивать о скидке по ней буквально всюду… не только в музее, но и в разных сервисах, ресторанах, аттракционах. Список лучше заранее изучить на сайте. Можно совместить Сити кард с трансфером к аэропорту, это очень удобно, так как есть много способов добраться до города на разных транспортных компаниях и карта почти все покрывает — не надо метаться в поисках кассы или набирать что-то в интернете на неработающих сайтах в отсутствие хорошего интернета. Купить карту можно заранее в интернете, лучше ее потом распечатать на бумаге в нескольких экземплярах. В Вене не всегда работает интернет. C Vienna City Card мы получили скидки в Музеях Моцарта и Хундервассера и Доме бабочек.
И также можно купить Vienna Pass, музейную карту, которая будет тоже давать бесплатный вход или скидки в (совершенно другие, чем Vienna City Card) музеи и некий «быстрый проход» (которого на практике не бывает, так как есть … очереди на быстрый проход) + можно докупить еще разные бонусы. Вена пасс, возможно, очень хороший вариант, когда надо за неделю посмотреть 50 дорогих музеев. Если планы более мирные, то она слишком дорогая.
Кстати, есть и совсем бесплатные музеи (список на немецком, много информации в любых музеях будет на немецком, без английского дублирования), и дни бесплатного посещения и скидки для уязвимых групп и других категорий граждан, про которых вы, скорее всего, знаете, если к ним относитесь — студенты, молодые или пожилые люди, журналисты с пресс-картой, работники музеев…
Не все музеи продают билеты на конкретную дату и временной слот. И скидка карт распространяется лишь на покупки в реальной кассе.
Мне до последнего не было понятно, как это всё планировать. В итоге мы купили лишь транспортную карту на неделю. Для зимы это было верное решение. Было холодно, мокро, транспорт никогда не ходил по расписанию и отменялся — но хотя бы не приходилось нервничать каждый раз из-за покупки билетов.
В интернете можно прочитать, что билеты на автобусы-трамваи продаются на каждой остановке — это не правда. В метро заморока с билетами из-за автоматов.
Что касается комплексных билетов в музеи, помимо Vienna pass. Комбинации этих музеев максимально бредовые, они продаются разными учредительными компаниями и несинхронизированы между собой. А с учетом того что нет какого-то общевенского понятного сайта, что именно важно смотреть и как оно между собой связано, попытки спланировать путешествие заранее при помощи комбинированных билетов — беспомощны. Наборы музеев часто включают малопосещаемые или неинтересные объекты. Пример: многочисленные, неведомо где расположенные и не связанные между собою музеи императрицы Сиси могут попадать в туристические наборы с чем-то типа музей мебели. Просто потому что ими управляет одна фирма. Войти в Музей искусств дважды по одному билету нельзя, то есть пообедать снаружи не получится. Внутри кафе инстаграмбл, выбора никакого.
Хотя и считается, что сити-экспресс идёт до Вены 20 минут, это не учитывает постоянные задержки отправления и опоздания. Дорога заняла много времени. Чемодан остался в бесплатной (по билету экспресса) камере хранения на вокзале Wien Mitte (автоматические камеры срабатывают по билету).
В 250 метрах от вокзала был наш фестиваль Vegan Planet, почему-то проходивший в Музее декоративного искусства. В холодном холле стояла долгая очередь в бесплатный гардероб и продавали билеты. Мы купили заранее — это было и дешевле и гарантировало, что мы в принципе попадём внутрь. В Барселоне мы однажды час стояли около входа на VeggieWorld и билеты кончились ровно в тот момент, когда подошла наша очередь. Но вроде бы в Вене посетителей было ровно столько, сколько и мест.
Незадолго до поездки — буквально за день — посмотрела блог о том, что в Вене тепло. Но больше поверила прогнозу погоды и взяла тёплое пальто и горные ботинки. И ещё все теплые вещи которые только были. Было так холодно, что пригодились и шапки, и шарфы, и перчатки, и самые толстые кофты и носки, и пуховик, и куртка от дождя, и резиновые сапоги, и два зонта, и ботинки на толстой подошве, и самая толстая пижама.
Зал фестиваля был небольшой. Больше это походило на ежемесячное мероприятие камерного формата. Приехали немцы и местные австрийские фирмы. Австрийская Revo, которая печатает лучшую в мире веганскую рыбу, не только не участвовала в фестивале, но и вообще не была нами обнаружена ни в каких магазинах — ни в веганских, ни в обычных. Но о австрийской веганской рыбе я еще расскажу позже.
Мы осмотрели все стенды. Купили макароны с черемшой, лиофилизированные клубнику и малину, новый сорт тофу, футболку. И еще две покупки мы сделали в фирме из Вупперталя: там мы приобрели одну конфету из белого шоколада в форме бриллианта и металлическую (борьба с одноразовыми упаковками) коробочку с разными конфетами. На коробочке были изображены собака и свинья.
Хозяин лавки рассказал нам, что увековечена собака, которая жила у них дома. А свинья иллюстрирует широко известный после книги Мелани Джой вопрос: Почему мы любим собак, едим свиней и носим шкуры коров.
Удивительно в контексте тотального провала активизма в ХАМАС было не встретить ни одной арафатки и получить вот такой бесплатный стикер. Где, помимо всего прочего, отвергается антисемитизм.
На завтрак мы приобрели один блин с абрикосовым вареньем и традиционное блюдо. Кнели — картофельные колобки с соевым мясом внутри и большим количеством кислой капусты снаружи, с брусничным вареньем и каким-то вторым сладким соусом.
В конце мы нашли то, что называлось борек с картошкой, который нам разогрели. Пить было буквально нечего — люди были со своими термосами и набирали в них воду в туалете (такое здесь проявление этической мысли, хотя качество воды не очень, а трубы старые), покупали пиво или какие-то бутилированные и не особо полезные напитки. У нас оставалась бутылка воды после самолета.
Тут отдельная большая фотогалерея про фестиваль:
С билетом на фестиваль пропускали в музей, единственное — пришлось побегать со сдачей рюкзака. Насквозь через холл это почему-то сделать было невозможно и охранник заставил нас обходить по улице и ещё внимательно присматривал, когда мы перекладывали наши покупки, чтобы взять с собой маленькую сумку. Видимо, австрийские веганы известны своим криминальным поведением в этом музее. Или же мы выглядели как Остап Бендер и Киса Воробьянинов, намеревающиеся украсть 12 стульев из дворца.

В МАК была выставка старинных и настолько же страшных новогодних украшений,
венская мебель, стекло, фарфор, кружево стиля бидермейер. О стиле этом википедия пишет без особого уважения.
Сложно было отделаться от мысли что некоторые предметы, представленные в музее, в своё время с большой вероятностью использовались нацистами и, в лучшем случае, отобраны у живых хозяев. Эти мысли — о нацистах — появились в первый день, когда мы еще не читали о том, что Австрия не раскаивалась за соучастие в нацистских преступлениях, а продвигала теорию невинной жертвы. Мы, можно сказать, догадались по некоторым обстоятельствам, что это может быть именно так и только потом погуглили. Потому что последствия этого не-раскаяния заметны во всём и до сих пор.
В этом музее мы купили корнишон для новогодней ёлки. В американской традиции (которую ошибочно считают немецкой… из-за любви немцев к солёным огурцам) найти на ёлке настоящий солёный или вот такой искусственный огурец — это к удачному году и специальному подарку.
Отдельная фотогалерея про музей:
Museum für angewandte Kunst, MAK, художественный и культурологический музей в Вене
Дальше стало снова сложно, потому что пошел дождь, и было уже и темно, и тяжело нести вещи, и неизвестность, и часть дороги на трамвае, и заселение в квартиру.
Конечно, мы выбрали самое дешевое жильё из возможных, поэтому получили полный спектр проблем. Первой было вселение. Войти в подъезд было просто, для этого надо было нажать на кнопку около номера квартиры.
Автоматизированный забор ключа в этот раз был через приложение, с введением кодов из чата. А служба поддержки работала явно из другой страны и ничего не знала о квартире. Свет в подъезде погас и пришлось какое-то время светить другим телефоном, пока Игорь устанавливал приложение и добивался, чтобы оно заработало. Потом открылась дверца в стене. Сомневаюсь, что любой человек сможет это всё установить и добыть, особенно в темноте и с плохой связью.
Квартира оказалась сравнительно нормальной. Но было не понятно, как включить отопление.
Мы оставили вещи, подумали, что всё еще очень голодные, и решили найти кафе Veggiezz и поужинать.
Сидели точно за тем же столиком, что и когда-то с Бахреньковой и ели то же самое. Кафе, конечно, сильно отличалось от веганских испанских — в лучшую сторону.
Продолжение следует















