На фото: Захоронения в Lysekloster
В бергенском университетском музее есть экспозиция, показывающая, как много в городе было различных монашеских орденов и как велика была роль церкви в средние века. Сегодня мы поговорим о цистерианцах, которые тысячу лет назад выстроили свой монастырь в 27 километрах от Бергена, около города Ус.
Цистерианцы носили белое облачение и черный наплечник. На этой картинке со стены музея цистерианцев нет:)
В Норвегии было четыре цистерианских монастыря. Они располагались около Осло (Hovedøya, осн. 18 мая1147), и в Северном Тронделаге (Munkeby, осн. 1180), в Тронхеймфьорден (Tautra, осн.1207 ). Lysekloster, усовский монастырь – был основан первым, в 1146 году. Таким образом это старейший цистерианский монастырь в Норвегии.
Hovedøya: | Munkeby: | Tautra: |
Раньше ошибочно считалось, что Nonneseter Kloster (тот самый монастырь, который дал название современной остановке бибанена*) тоже цистерианский монастырь, но недавние исследования показали что он был женским бенедектинским монастырем. Сохранившиеся постройки Nonneseter можно увидеть между Lille и Store Lungegårdsvann в центре Бергена и между новейшими постройками на Kaigaten.
Таким образом, карта, которую часто используют для иллюстрации появления цистерианцев в Норвегии, содержит ошибку. Возможно, монастырь в Mункеби был дочерним для Lysekloster , а также некоторые исследователи полагают, что после пожара в Мункеби цистерианцы переехали в Tautra …
Lysekloster был основан 10 июля 1146 года, его полное название Hellige Maria Kloster i Lyse.
Образцом для постройки послужили английские и французские монастыри, а название возникло благодаря ближайшим топонимам: Lysefjorden (фьорд)и Lysehornet (гора).
Дорога на гору Lysehorn.Должно быть, название на карте послужило причиной выбора места для монастыря, или порадовало отцов-основателей, поскольку по мнению цистерианцев lyse – яркий, светлый, свет – сам по себе должен был помогать достигать мистических высот:
«Душа должна искать света, следуя за светом», учил св.Бернар.
Появление монастырей в Норвегии всего через 48 лет после основания французом Робертом Молемским первого монастыря цистерианцев в Сито (1098) говорит о стремительном распространении этого направления католицизма, требующего исключительно строгого соблюдения бенедектинского устава.
“…святой Роберт (†1110 г.), принадлежавший к знатному роду Шампани, 15-ти лет вступивший в Бенедиктинский орден и в своём стремлении к буквальному соблюдению устава сменивший один на другой многие монастыри Шампани и Бургундии. Избранный аббатом монастыря Moutier la Celle, он добился разрешения удалиться с семью монахами в лес около Лангра, в Молесм (Molesme, Molemes) с тем, чтобы вести там жизнь еремитов (1075 г.). Но и этот быстро разросшийся еремиторий обманул ожидания и надежды самоотверженных аскетов. В общежитии резко противостали друг другу умеренное и строгое направления. У представителей второго, к которым принадлежал, конечно, и сам Роберт, после неудачной попытки ввести в Молесме желанный им образ жизни, созрела мысль основать новое общежитие. Епископ и папский легат разрешили это, и Роберт, второй раз сложив с себя сан аббата, во главе четырнадцати братьев направился в «пустыню, называемую Цистерцием (Cistercium)». Цистерций или Сито (Citeaux), окружённое болотами, находилось на окраине Бургундии. Здесь «новые воины Христовы» выстроили себе маленькую посвящённую Богоматери часовенку и несколько хижин (1098 г.). Благодаря тяжёлому труду, облегчённому помощью окрестной знати, вырос «новый монастырь»” …
Популярности ордена способствовало появление в рядах монахов яркой личности, св.Бернарда Клервоского (1112), красноречивого проповедника и организатора 2-го Крестового похода (1147).
“Бернард Клервоский придерживался мистического направления в теологии, был ярым сторонником папской теократии. Активно защищал права папы Иннокентия II против Анаклета II. В свете борьбы против Анаклета II осуждал Рожера II, получившего корону от антипапы, но затем примирился с королём и переписывался с ним. Боролся с ересями и свободомыслием, в частности был инициатором осуждения Пьера Абеляра и Арнольда Брешианского на церковном соборе 1140 года. Активно боролся с ересью катаров.”…
“«В храмах также выставляют то, что с трудом можно назвать венцами, это скорее колеса, увешанные жемчугами, окруженные лампадами, украшенные драгоценными камнями, сияние которых затмевает светильники. Вместо подсвечников возвышаются настоящие бронзовые деревья необыкновенно искусной работы, которые освещают все вокруг не только сиянием свечей, но и блеском драгоценностей. О, суета сует, и более безумие, чем суета! Церковь наполнена сиянием, а бедняки прозябают в совершенной нищете; камни храма покрыты украшениями, а его дети лишены одежды; любители искусств утоляют в храме любопытство, а нищие не находят, чем утолить голод».”…
Благодаря Бернарду и его последователям к началу тринадцатого века в Европе было уже 500 цистерианских монастырей. К концу средних веков в католических странах насчитывалось 700 мужских и 1000 женских цистерианских монастырей.
В Норвегию цистерианцы приехали из английского Йоркшира, из Fountains Abby. Основателем Lysekloster был епископ Сигурд из Бергена, первым настоятелем – норвежский монах Ранульф, который привел с собой 12 монахов. Известно, что Lysekloster оставался действующим монастырём до 1536 года, затем он стал собственностью датского короля и снесен через несколько лет по его приказу. С 1560-х монастырь начали разбирать на камни. Камни руин были использованы для постройки башни Розенкранц в Бергене и Замка Кронборг рядом с Эльсинором (Дания, 1578).
Розенкранц: | Кронборг: |
Архитекторы цистерианских монастырей должны были воплотить в камне три принципа: абсолютной бедности, абсолютного целомудрия и абсолютного послушания. Они строили очень функциональные здания, лишенные красочных или резных украшений, противопоставляя цистерианскую простоту клюнийской** любви к искусству и роскоши. Замкнутые, строгие, ясные – вот слова, характеризующие цистерианские монастыри. Многие цистерианские храмы, в том числе и Lysekloster, посвящены Богоматери.
“Нельзя сказать, что Бернар не понимал, что архитектура, живопись, скульптура могут приводить паству к благим чувствам и мыслям, но он презирал этот путь, полагая, что «произведения искусства суть идолы, отвращающие от Бога, они способны возбуждать благочестие лишь слабых и мирских душ». Не случайно вскоре после того как святой Бернар стал пользоваться влиянием в цистерцианской конгрегации, белое монашество перестало украшать книги иллюстрациями. “…
Предполагается, что Lysekloster выглядел так:
Tegningen bygger pе plan av Johan Meyer etter utgravning i 1888-89.
1 Høykoret 2 Kor; munker 3 Kor; syke 4 Kor; leke 5 Kapell, nord (Капелла) 6 Kapell, syd 7 Dagtrapp 8 Kappittelsal |
9 Samtalerom (комната для разговоров) 10 Gang 11 Dagrom 12 Nattrapp 13 Spisesal (столовая) 14 Kjøkken (кухня) 15 Matsal, leke 16 Klostergård (монастырский двор) |
Еще один план монастыря, самый понятный:
Распорядок молитв:
Vigilie/Matutin (natt)
Laudes (daggry)
Messen
Prim ( 06.00)
Ters ( 09.00
Sext (12.00)
Non (15.00)
Vesper (18.00)
Completorium
“Узкая, довольно короткая льняная туника без рукавов и с капюшоном, открытые, напоминающие сандалии башмаки и грубые чулки составляли весь наряд брата. Мясо, рыбы, молочные продукты и даже белый хлеб были изгнаны. Вино же если употреблялось, то в самом ограниченном размере: «…пить его не подобает монаху». Стол ограничивался овощами, маслом, солью и водой с хлебом. Ели по уставу Бенедикта два раза в день: около полудня и в 5-6 часов; зимою и постом — один раз: в 2-3 часа или при закате солнца. Отдельных келий у монахов не было: спали в общей комнате, освещаемой одинокою свечой, на соломенных матрасах, положенных на доски, под покровом плаща. Спали в одежде, даже не распуская пояса, всегда готовые подняться и идти в капеллу по знаку аббата. «Сон — потеря времени», — говаривал святой Бернард, — и не лучшие ли средства «отсечения вожделений плоти» — бодрствование и пост?” День проходил по уставу Бенедикта: молитва и труд. На первую в общей сложности уходило около шести часов в сутки, остальное время за вычетом недолгого сна посвящалось труду. На утреннем капитуле каждому монаху указывались его дневные задачи. Труд прежде всего, как предписывает Бенедикт, был трудом физическим. Его было много особенно в период создания монастыря, когда приходилось рубить и расчищать лес, отстраивать монастырь, налаживать земледельческое хозяйство и так далее. Иногда монахам некогда было даже присутствовать на мессе: в страдную пору для неё не хватало времени, и она опускалась.” …
Монахи Лисеклостер занимались сельским хозяйством – в частности, выращивали яблоки и ловили лосось в близлежащей речке, пока крестьяне, живущие выше по течению не добились запрета на лов рыбы монахами. Цистерианцы использовали передовые сельскохозяйственные технологии и обучали хозяйствовать крестьян, живущих вокруг монастыря, что способствовало процветанию цистерианских земель.
В округе много грибов и буковых орешков. Скорее всего, так было и тысячу лет назад.
Старый бук около руин Lysekloster.Цистерианцы отказывались от имущества, в том числе от рабов. Однако вместо института рабства они использовали институт волонтеров-конверзов. Простолюдины, которых социальные условия или религиозное рвение заставляло работать на монастырь, были вынуждены следовать строгому уставу, но не могли получить тех прав, которые имели сами монахи.
“Только существование класса конверзов позволяло существовать монастырю и монахам, отказавшимся от труда колонов и сервов, существовать и выполнять свою религиозную задачу, не покидая, по крайней мере надолго, своего монастыря. Но конверзы были не только работниками. Вступая в монастырь, они произносили обет целомудрия, и устав запрещал им говорить с женщинами. Как и монах, конверз был обязан повиновением своему аббату. В определённые дни он должен был присутствовать на мессе, подвергать себя «дисциплине», читать определённые молитвы. Каждое воскресенье у конверзов был свой капитул, на котором они выслушивали увещание — речь аббата. Конверзы носят бороду, почему и называются «бородатыми братьями» (fratres или conversi barbati), но одежда их напоминает одежду монаха, так же как пища и весь строй жизни. И всё же между конверзом и монахом лежит непереходимая грань. Бывший серв или вольноотпущенник, человек необразованный, он должен был расстаться с мечтами о семейной жизни, подчиниться монашеской дисциплине, но без надежды когда-либо сделаться монахом. Читать он не умел, и устав запрещал ему раскрывать книгу. Он должен был выучить наизусть четыре молитвы, и этим да ещё увещаниями аббата ограничивалось все его религиозное образование. Цистерцианец считал себя благодетелем конверза. «У тебя не было, — говорит ему святой Бернард, — ни чулок, ни башмаков, ты ходил полуголым, холод и голод мучили тебя. Ты прибежал к нам, и мольбы твои открыли тебе двери аббатства. Нищим, Христа ради, приняли мы тебя. И с тех пор у тебя — точно ты равен учёным и самым знатным, находящимся в нашей среде, — есть и пища, и одежда, и всё что надо».” …
Современный фермер обрабатывает землю,некогда принадлежавшею монастырю.
В средние века знатных граждан хоронили в церквях. В Лисеклостер было найдено 13 захоронений. Умершие лежали головой на восток, ногами на запад – специальное положение, подходящее для того, чтобы встречать новое пришествие Христа. Большинство людей было похоронено в северной часовне, трое в Kapittelsalen, трое в Korsgangen и двое в Høykoret. Нам известны имена двоих умерших: “Sigurdr(брат короля) og Sigrid” (1300).
C фотографии могил в Høykoret (см план ниже) начинается этот пост. Фотографию шести могил в Капелле я взяла с туристического сайта, потому что сейчас они закрыты щитом.
Когда открываешь калитку монастыря и пересекаешь символическую границу, время выворачивается, словно перчатка, и переносит тебя в прошлые времена.
Слышится гул – может быть это шум водопада или шепот реки, может быть это свист маленьких птиц или ветер, а может быть это то, зачем ты пришел – и у тебя на самом деле получится увидеть и услышать хозяев монастыря.
Стены настолько хорошо сохранились, что донесли до наших дней идеи строителей-проповедников, обтесывавших камни в суровой северной стране.
Арки маленькой колоннады крохотные, 40 на 90 см.
Как добраться до Lysklosteret:
На 600 автобусе до остановки надо доехать до . Затем перейти на остановку 600-го в обратную сторону и сесть на 601. Дорога от автобусной станции до Lysekloster ruinene занимает час. Заранее посмотрите, когда 601 автобус проезжает мимо руин в обратную сторону.
Источники:
источник карты всех монастырей
источник картинки-реконструкции
источник плана монастыря и распорядка дня монахов
источник фото замка Кронборг
источник фото Fountains Abby
источник изображения со Св.Бернаром
источник фото Nonneseter kloster
источник изображения с Робертом Молемским
текст о Ноннесетере
текст о цистерианцах
текст о монастырях цистерианцев
история цистерианских монастырей и план Lysekloster (норв.)
фото с монастырем Hovedøya
фото с монастырем Munkeby
фото с шестью могилами в Lyskloster Интересные дополнительные материалы: Списки всех средневековых норвежских монастырей, епископов, королей, изданий библии со страницы Церковного архива
Сноски:
* некоторые туристы выражают недоумение по поводу того, что остановка около жд-вокзала называется не “ЖДВокзал” а Nonneseter. Однако исторически такое название является обоснованным. Для истории Бергена тысячелетние руины Nonneseter более значимы, чем современная постройка:)
** Париж – культурная столица мира, а музей в аббатстве Клюни – сердце средневекового Парижа. Монахи, покровительствующие искусству, со временем начали доминировать и цистерианский – духовный, безыскусный – образ жизни пришел в упадок. Моя фотогалерея из Музея Клюни (да, это здесь Дама с Единорогом) http://lubava.livejournal.com/1027756.html
P.S.:
Зяблик в Lysekloster