Француженка Жанна де Лестоньяк (27.12.1556 – 2.2.1640) изображается на современных религиозных картинках в черно-белых одеждах. За контрастными цветами мне видится не только церковная символика. Жизнь на стыке двух общественных парадигм дает нам возможность изучать биографию Жанны одновременно с феминистской и традиционной точек зрения.
Белая версия такова. С детских лет испытывая стремление к истинной вере, Жанна де Лестоньяк отвергла идеи обречённой на вечные муки матери-кальвинистки Жанны Экем, и решительно двинулась по жизни, ведомая твёрдыми в католической религии отцом – советником Парламента, католиком Рикардо Лестоньяком, и дядей, просветителем Мишелем де Монтенем. Жанна открыла первые школы для девочек, то есть способствовала эмансипации и прогрессу. Конец.
Белая версия рассыпается, как только мы начинаем сопоставлять даты, события, размышлять о том, в каких условиях жила Жанна де Лестоньяк, какими ресурсами и степенями свободы обладала.
Влияние матери на ребенка всегда огромно, но родственники-мужчины приложили достаточно усилий, чтобы прервать духовную связь матери и дочери. Жанну выдали замуж очень рано, она родила семерых детей, четверо достигли совершеннолетия. Оказывается, наша история — про многодетную мать, про принуждение к беременности и многоуровневое насилие в семье, и только потом про подвиги на ниве просвещения.
В Этнографическом музее Барселоны есть стенд, рассказывающий о том, что означало быть идеальной женой и христианкой в 16-17 веке. В центре – картина неизвестного каталонского художника “La donselle virtuosa”, женщина, балансирующая на шаре.
Добродетели изображены символически (кандалы, ярмо, метла), а также обозначены на латыни и соотнесены с частями тела и одежды. По мнению лингвиста Елены Грунтовой кандалы на этой картине символизируют спокойствие, веретено – трудолюбие, горящая в области сердца свеча – верность, закрытый рот – молчаливость, ярмо – покорность, белый чепчик – стыдливость, грудь – щедрость, пояс – целомудренность, метла – скромность. По версии Gustau Molas честность символизирует корсет, на который одета удлиненная одежда большего размера
Несмотря на просвещенность и богатство своей семьи, и до венчания, и после Жанна де Лестоньяк жила в жестких рамках — со свечой, ярмом, кандалами и прочими атрибутами идеальности. При жизни мужа, Гастона де Монферранта де Ландираса Gastón de Montferrant, barón de Landiràs, Жанна и помыслить не могла ни о какой деятельности вне дома. Только репродуктивный и домашний труд в течение двадцати четырёх лет брака, только безграничная покорность. Белая версия легенды сообщает, что Жанну постигла тяжелая утрата – в течение полугода скончались муж, дядя и старший сын. Ни одна биография не упоминает о смерти матери Жанны или о реакции Жанны на смерть родственниц. Незначительные эмоции по поводу матери-протестантки остаются за рамками жития. По поводу смерти родственников-мужчин полагалось скорбеть, молиться, навечно удаляться в монастырь. Действительно, что же еще делать, если умерли все, кого тебе полагалось обслуживать?
Жанна переселилась в тулузскую цистерианскую общину. А через несколько месяцев сбежала — считается, что оставила монастырь по болезни. Только с этого момента, ближе к пятидесятилетию, и начинается ее социальная деятельность.
Основной причиной, по которой Жанна покинула монастырь, был очень строгий устав. На самом деле большинство средневековых монастырей, особенно предназначенных для высокопоставленных особ, были скорее убежищем для овдовевших или незамужних женщин. Состоятельные женщины жертвовали свои состояния на обустройство помещений, росписи, мебель, на создание предметов для литургии, на гигантские книги для монастырского хора и, конечно, же на религиозную живопись. Монастыри содержали десятки рабов, что для средних веков было обычным явлением, так что богатые монашки не таскали мешки и воду из колодца.
Уход в монастырь (альтернатива традиционному браку, мистический брак с Христом) был вариантом жизненной стратегии — причем не самым трагическим, как кажется теперь. Монахини рисовали, писали стихи и тексты, занимались наукой, вели переписку с просвещенными людьми, участвовали в политической жизни. Степень насилия, с которой женщины сталкивались в монастырях, обычно была меньше степени насилия в браке.
Келья – помещение, в котором женщина находилась на протяжении всего времени, не посвященного молитвам и работе, обставлялась в соответствии с социальным статусом хозяйки. Картины, шкафы, столы, сундуки, кресла, религиозная утварь украшали маленькое убежище-рабочий кабинет и – равно как и одежда, обувь, ювелирные изделия – рассказывали о влиятельности семьи. Хозяйка сундука была единственной обладательницей ключа, хранительницей индивидуального пространства — в эпоху, когда одиночество и самостоятельное действие было большой редкостью.
Так или иначе, избрав в порыве религиозного рвения самый суровый монастырь, Жанна стремительно покинула радикальных цистерианок и больше никогда не возвращалась в келью. Как оказалось позже, ее предназначением было не подчиняться монастырскому уставу, а управлять школами.
В миру Жанна де Лестоньяк проводила много времени в совместных молитвах и религиозных беседах с другими женщинами – рассказывала собеседницам про основательницу первого западного женского монастыря, сестру св. Бенедикта, св. Схоластику, основательницу ордена клариссинок Клару Ассизскую, создательницу ордена босоногих кармелиток и первую испанскую писательницу Терезу Авильскую, доминиканскую терциарку, писательницу Екатерину Сиенскую. Эти женщины оказали огромное влияние на культуру и историю. Абсолютно неизвестная современному читателю Екатерина Сиенская некогда властвовала умами и определяла направление религиозной мысли. Считалось, что она имела влияние на Римского папу, проповедовала, изгоняла демонов и совершала иные чудеса. Помимо всего прочего, Екатерина Сиенская обменялась сердцами с Иисусом. Беседы о подобных женщинах поддерживали стремление Жанны соответствовать христианскому идеалу.
В 1605 году в родной город Жанны, Бордо, пришла чума и наша героиня помогала заболевшим. То, что она осталась в живых — чудо. Вооруженные букетиками ароматных трав, молитвами и заблуждениями, средневековые люди были беззащитны перед болезнями.
Согласно официальной биографии, через два года после эпидемии чумы, Жанна де Лестоньяк основала женский просветительский орден сестер Непорочной Девы Марии Compañía de María – чтобы учить маленьких девочек читать, писать и вести домашнее хозяйство. Затем она открыла более 30 школ в средиземноморских городах. Умерла в возрасте 84 лет. Она была причислена к лику блаженных (в 1900 году), а затем к лику святых (15 мая 1949 года). Школы ордена отмечают 15 мая канонизацию Жанны де Лестоньяк и чествуют иных просветителей.
В 2009 году на фасаде барселонского собора Саграда Фамилия установили статую Жанны. В левой руке Лестоньяк держит книгу, правую положила на плечо маленькой девочки. В 2016 году в ордене было около 1450 сестер – они работали в 26 странах Европы, Африки, Северной и Южной Америки. Это выглядит как история самореализации.
Но правда в том, что, даже овдовев, Жанна не получила никакой социальной или личной свободы, никакой возможности для деятельности в областях, не связанных с обслуживанием потребностей мужчин. Каждым мгновением её жизнью по-прежнему управляли. И даже школа для девочек была создана по указке. Брат Жанны организовал ее встречу с иезуитами Jean de Bordes и François de Raymond. Иезуиты попросили Жанну возглавить новый проект. Церковникам нужен был женский вариант уже существующих школ для мальчиков. Для проекта подходила любая богатая, религиозная и знатная вдова. В 1607 году Папа Павел V одобрил создание Compagnie de Notre-Dame (позже имя организации сменилось на Compañía de María). После этого был приобретен старый монастырь около Château Trompette (Бордо). В 1610 году организация перебралась в здание на rue du Hâ. Орден сестер Непорочной Девы Марии постепенно разрастался, школы были открыты во многих городах Франции. Чему обучали? Искусству быть идеальной католичкой.
Через 10 лет после ее смерти школа Марии была открыта в Барселоне, а затем в различных провинциях Испании. В наше время школы есть в 26 странах. Основывали их женщины – они становились учительницами и жертвовали свои деньги. Деньги эти часто имели сомнительное происхождение. Так, школу в маленьком баскском городе Bергара (Страна Басков) в 1799 году основана на деньги, добытые в колонии, в Венесуэле.
Только в наше время началось переосмысление ролей благотворителей прошлого, делавших капиталы на работорговле и войне. Но еще полвека назад нельзя было и представить себе подобного развития событий. Теперь мы говорим, что церковники виновны в разграблении захваченных колонизаторами земель, в уничтожении жителей и культур. Что необязательно учить читать религиозные книги, достаточно просто учить читать. Но когда-то создательницы школ для девочек, для будущих идеальных католичек, почитались как образцы добродетели.
Фиолетовая версию биографии, таким образом, рассказывает, что жизнь образованной богатой средневековой женщины только во второй половине жизни – если ей повезло выжить после родов, не быть сожженной на костре инквизиции, не умереть от чумы, войны, домашнего насилия – становилась относительно свободной. Можно было сделать что-то нерядовое, но по распоряжению мужчин. А что будет, если женщины откажутся быть союзницами патриархата и начнут действовать в собственных интересах? Мы пока не знаем.