В Музее современного искусства Барселоны MACBA, а если точнее, то в здании христианской церкви неподалёку, располагается выставка известного современного барселонского художника Антони Миральды “Святая пища” (“Santa Comida”, 1984). Выставка рассказывает про ориша – про духовные силы/богов – которые попали в Америку вместе с 12 миллионами африканских рабов и сплелись с христианскими культами.
Для йоруба-лукума-сантерии религия неразрывно связана с едой. Миральда сделал семь алтарей семи разных цветов для семи главных ориша, разместил на них жертвенную еду и соответствующих христианских святых. Единение африканского и европейского святого обозначалось многогранностью изображения алтаря – с одной стороны было видно католического святого, с другой стороны – африканского.
На желтом алтаре силы плодородия Ошун (сплавившейся с культом Богоматери) находились батат, картофель, рыба, пирожные, ананасы. На розовом алтаре силы врачевания Бабалу-Айе (св.Лазарь) – перепела, сахарный тростник, арахис, кокосовая вода.
Алтарь божественного вестника и божества дороги Элегба (св.Ниньо де Аточа или св.Антоний Падуанский) был красно-черный, алтарь силы войны – Огуна (перекрещивался с огромным количеством христианских святых – Петром, Павлом, Иоанном-крестителем, Михаилом Архангелом, Рафаэлем, Антонием Падуанским, Георгием, Яковом) – зеленый, алтарь Йемайи (женское божество, связанное с культом девы Марии – Звезды моря, покровительницы моряков) – синий, алтарь божества справедливости и нового начала Обатала (Дева Мария Милосердная) – белый, алтарь силы грома, молний и мужественности Шанго (святые Марк и Варвара) – красный.
Синтетическую религию рабов испанцы презрительно называли сантерией, африканцы использовали название Ла-Регла-де-Оча-Ифа.
На выставке звучала антисегрегационная песня Angelitos Negro.
Святые и жестокие ритуалы, придуманные рабами, выглядели не менее абсурдно, беспомощно и бесполезно, чем католические мифологические существа. Вся же выставка говорила о интернациональной человеческой глупости куда больше, чем о взаимопроникновении культур и силе человеческого духа.
страница на сайте музея