Голландский групповой портрет. Женский. Vrouwenrechten.

grport_06-167e0bcb85

Три регентессы и настоятельница лепрозория в Амстердаме. Вернер ван дель Валькерт 1624 Эрмитаж в Амстердаме

Групповой голландский портрет 17 века – это преимущественно мужской потрет. Женщины встречаются на семейных портретах, иногда на групповых портретах вместе с мужчинами, но женских корпоративных портретов практически нет, их на порядок меньше, чем мужских. Это связано с социальным статусом женщин того времени, когда женские объединения были немногочисленны.

Проблемы, которые решали женские коллективы с известных нам портретов, всегда касались, скажем так, проблем общественного дна. Портреты заказывали попечительницы детских приютов, домов престарелых, лепрозориев, работных домов.

Даже получившие возможность заниматься благотворительностью женщины из богатых семей находились в системе патриархального угнетения и подчинялись всем дискриминационным правилам эпохи. Одежда женщин на портретах всегда подчеркивала угнетенность.

Да, существует множество семейных и индивидуальных портретов, наполненных символическими признаками доминирования мужчин, свидетельствами угнетения семейного уровня, но сейчас меня интересует именно корпоративный женский портрет и отражение системного патриархата.

Исследователи пишут, что голландские художники подчеркивали равноправие персонажей на своих картинах. Равноправие мужских персонажей. Это, мягко говоря, не всегда так. Положение и место фигуры в композиции, размеры, позы, мелкие символические детали, говорящие о роли в группе, исключают даже формальное равенство. Первый ряд или второй, верхний ряд или нижний, размеры головной убора или воротника, расположение ближе к начальнику отряда / центру композиции или дальше, на свету или в тени и т.п…

На групповых мужских портретах – кроме одежды, символизирующей принадлежность к цеху и сословию – мужчины демонстрировали силу, богатство, воинскую доблесть, агрессивность, удаль, последние достижения военно-промышленного комплекса, готовность завоевывать, захватывать, убивать. Такие картины наполнены фаллическими символами – флагами, пиками, пистолетами, шляпами.

Те мужские корпорации, которые не имели возможности кичиться монополией на насилие, всё равно бравировали тем, что они не последние на общественной лестнице подавления – в ход шли меха, дорогие бокалы с вином, высокомерная поза, или хотя бы… мертвец – что-то должно было подчеркнуть “достоинство” мужского коллектива, презрение к смерти и превосходство в широком смысле этого слова.

К женскому портрету прилагались иные добродетели: сочувствие к сирым, больным и убогим, альтруистичность, самопожертвование, готовность бесконечно ухаживать и заботиться и – главное – никак не претендовать на те области жизни, которые считались “мужскими”. Унижающие человеческое достоинство одежда и прически дополнительно подчеркивали гендерные различия.

Что получается? Какие варианты самовыражения имела самостоятельная женщина в 17 веке: “Хочешь равноправия? Хочешь общественную деятельность? Убирай говно. Ухаживай за заразными. Молись. А мы пошли веселиться, пить, стрелять, убивать, насиловать, продавать людей. Мы власть – ты прислуга.” “Больше равноправия” при условии сохранения патриархального общественного устройства во все времена означало “Еще больше обязанностей, еще больше угнетения”.

Авторами групповых портретов тоже были мужчины. Немногочисленные женщины-художницы рисовали цветочки-натюрморты – как, к примеру Мария ван Остервей или Rachel Ruysch – или детей, музыкантов, пьяниц, проституток, картежников и женщин – как Judith Leyster. (см. статью о голландских художницах). Конечно, никто бы не стал заказывать групповой портрет цеха у какой-то женщины.

Несмотря на всё это, появление женских корпоративных портретов всё равно означает легкий общественный сдвиг в сторону равноправия: женщина вообще замечена, она в принципе может быть изображена, изображена в одежде, не в виде мифического существа, в исключительно женском и нерелигиозном коллективе, изображена не просто как мать, жена, сестра, дочь, бабушка – но как социальное существо. Важный момент: на таких портретах женщина не обязана соответствовать идеалам красоты и очаровывать, эксплуатироваться исключительно как сексуальный объект. Женщинам позволено заказать художнику такие вольности, как разные прически, воротнички, чепчики, фасоны платьев. Женщина может сказать: “Хоть цветом своего бантика, но я отличаюсь от своих товарок, я – индивидуальность.” Огромный шаг в сторону от средневекового подхода к изображению персонажа, когда людей на картинке – например, монахинь – рисовали с одинаковым лицом.

Посмотрим на 5 портретов и продолжим.

resolve

Groepsportret van de regentessen van het Heilige Geesthuis te Haarlem. Pieter van Anraadt Frans Hals Museum

OSL_335

Groepsportret van de regentessen van het Heilige Geesthuis te Haarlem. Johannes Cornelisz Verspronck 1642 Frans Hals Museum

1280px-Frans_Hals_-_De_regentessen_van_het_oudemannenhuis

Хальс. Групповой портрет регентш приюта для престарелых. 1664. Гарлем, музей Франса Хальса

Portrait of the Three Regentesses of the Leprozenhuis, Amsterdam, Ferdinand Bol, c. 1668 Rijksmuseum

bray-jan-salomonsz-degruppovoy-portret-regentsh-leprozoriya-v-harleme-1667-141-cm-x-1975-cm-holst-maslo

Bray, Jan Salomonsz de, портрет регентш Лепрозория в Харлеме, 1667

9502

Jacob Backer Regents of the Amsterdam Orphanage c. 1634 Amsterdams Historisch Museum

Существуют немногочисленные портреты, на которых женщины-попечители изображены вместе с мужчинами.  В этих случаях доминирование мужчин подчеркивается костюмами, позами превосходства, высокими шляпами и явной ассиметрией композиции –  мужчины занимают большее пространство. Например:

grport_07-bf3732248f

Регенты и регентессы дома престарелых Адриан Баккер, 1676 Эрмитаж в Амстердаме

10113599015_6a6a7e53be_o

«Групповой портрет регентов и регентш женского работного дома» Бартоломеус ван ден Хелст

Девочка из “Ночного дозора” – интересный пример иерархичности в голландском обществе. Мало того, что это безымянная девочка – что довольно немыслимо для дорогостоящего портрета, где каждый нарисованный оплачивал своё собственное изображение и был известен по имени, искусствоведы вообще не знают, зачем девочка нарисована. Может быть это одна из многочисленных и несчастных Корнелий, дочерей художника? Высказываются предположения, что это сделано для контраста или символически, что девочка – талисман отряда или просто цветовое пятно, один из множества других лишних и даже “бессмысленных” персонажей картины.

Через сто лет голландский портрет практически не изменился.

OS83_294

Groepsportret van de regentessen van het St. Elisabeths of Groote Gasthuis te Haarlem. Frans Decker 1740 Frans Hals Museum

Современные голландцы совершают смешные попытки добиться гетеронормативности на музейном уровне и вешают примерно равное количество женских и мужских потретов, сопровождают женские потреты подробными – нейтральными – описаниями, но так равноправие не достигается. Надо писать почему существовали серьезные гендерные различия в изображении людей, какие символы есть признаки доминирования и что люди нашего времени могут противопоставить системному угнетению всех-кто-не-белый-богатый-здоровый-европейский-мужчина.

wwwopac.ashx

В музее Амстердама женский групповой портрет сопровождается табличкой с указанием имен женщин и рассказе о из деятельности. De regentessen van het Burgerweeshuis, 1683 Adriaen Backer ….

P.S.:

По-нидерландски права женщин – Vrouwenrechten. Это может пригодиться вам для гугла.

2016 год. Через 97 лет после того, как женщины получили право голоса, Нидерланды остаются страной, в которой продажа тела легальна.

14565, 22-10-2003, 12:52, 8C, 2134x1498 (300+2886), 100%, RMAfotozwbasis, 1/100 s, R60.6, G44.4, B57.6

Амстердамские суфражистки 1914 Vrouwen voeren propaganda voor vrouwenkiesrecht in Amsterdam, 15 februari 1914

Мне не удалось найти хорошего русского текста о борьбе за права женщин в Голландии. Я была бы благодарна за ссылки на существующие материалы. Дальше я привожу даты, которые нашла в текстах на нидерландском языке и, конечно, я могу ошибаться при переводе с помощью онлайн-переводчика.

В 1871 первая женщина получила право учиться в Университете

Борьбу за избирательное право вели организации Vereeniging voor Vrouwenkiesrecht 1894-1920 и  Nederlandsche Bond voor Vrouwenkiesrecht 1907-1920

В 1956 году незамужние женщины получили право заключать договора (проверить перевод)

В 1980 году у голландок  появилось право на аборт.

С 1983 года законодательно запрещена дискриминация по гендерному признаку.

Современные феминистки пишут, что Нидерланды значительно отстают от других западноевропейских стран в области защиты прав женщин. Это касается участия женщин в политической и научной жизни, трудовой занятости, уровня доходов. Сохраняется проблема репродуктивной дискриминации и насилия всех типов.

А современный женский корпоративный нидерландский портрет теперь выглядит так:

indy1_6

2012 год, столетний юбилей 8 марта, Амстердам

 

Поделиться
Запись опубликована в рубрике История, Культура, Протесты и социальные инициативы, Путешествия и прогулки с метками , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий