Статьи про женскую историческую ночь в Бергене 2015 (+ одна про 2014)

11258677_357488894447448_1623460521_n

Транспарант Motmakt на клубе Finken, 8 мая 2015, фото из инстаграма vese_n

Статья “Hun gjør byen mer kvinnelig” вышла в самой популярной бергенской газете в бумажной и электронных версиях утром в день акции 8 мая 2015 года благодаря журналистке Cathrine Krane Hansen.

Художественный перевод статьи: “Она делает город более женским.
Профессиональный активист: Любава Малышева была врачом в России, но в Бергене она поэт, автор текстов, фотограф, музыкант, анархистка и мать девятилетнего сына. – Активизм –  это тоже форма медицинской работы,- говорит она.

– Что такое “Женская исторический ночь”?

– Мы клеим плакаты с женщинами, делаем таблички с названиями улиц и добавляем женские имена на памятники. Улицы и площади названы в честь мужчин, города полны памятниками мужчинам. Мы хотим увидеть женские имена на улицах города, в культуре и в истории.

– Чего вы* добились за 10 лет?

– Появилось больше “женских” улиц, например в районе Filipstad в Осло.

– Кто будет на плакатах сегодня?

– В этом году я сделала плакаты и большие картонные фигуры пионеров норвежского и украинского феминистского движения, современных норвежских феминисток и всемирно известных деятелей культуры и науки. Каждый приходит со своими плакатами, поэтому я не знаю, что будет на плакатах у других.

– Говорят, что акция распространилась и в России, откуда вы приехали?

– Да, «Женская историческая ночь” впервые прошла ​​в Москве в 2012 году В этом году мероприятие будет проходить в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и других городах России. В больших городах обычно есть несколько различных групп. Планируется также акция в украинском городе Днепропетровске. В Норвегии “Женская историческая ночь” состоится в Бергене, Осло, Тронхейме и Фредрикстаде.

– Как обстоят дела с гендерным равенством в России?

– Россия – страна с патриархальной культурой. Насилие в отношении женщин и дискриминация женщин являются серьезной проблемой. Женщины имеют очень мало информации о своих правах, и они не знают, как бороться за свои права.

– Вы учились на врача в России. Вы практикуете в Бергене?

– Я не работаю в больницах. Активизм –  это тоже форма медицинской работы. Я прекратила медицинскую практику в России, когда я поняла, что социальные проблемы не могут быть решены в клинике, и что социальная профилактика имеет решающее значение. Я была журналистом, писателем и активистом. Здесь, в Бергене, люди знают меня как радикального фотографа из группы “Активизм в Бергене”. У меня также есть русская интернет-газета bergenrabbit.net

– Вы профессиональный активист?

– Да.

– 8 марта 2013 года вы были названы “Самой крутой девушкой Бергена” (Bergens tøffeste jente 2013). В частности, из-за вашей книги, “Город говорит: Активизм в Бергене”. Расскажите нам об этом.

– Я очень рада, что получила эту награду как признание моей работы. Это было очень хорошей поддержкой и вдохновило на продолжение работы. Теперь я заканчиваю делать третью книгу фотографий. Все три книги есть фотохроника бергенских уличных протестов с 2010 года по апрель 2015 года. Я пишу про экологическое движение, права рабочих, гендерное равенство, антифашизм, права беженцев, пацифизм и про права животных. Я сделала серию статей о бергенском активизме на русскоязычном “Радио Свобода”. Я делаю это для Бергена, но также и для русскоязычных стран. Цель состоит в том, что люди узнают, что такое права человека и демократия и начнут свою борьбу за лучшее общество.

Мой день

Имя: Любава Малышева

Возраст: 36

Место жительства: Берген с 2009 года

Факты: активист “Женской исторической ночи”. Каждый год в День освобождения**, 8 мая, чтобы почтить память живущих и умерших женщин, которые оставили свой след в мире. Кампания началась в Бергене десять лет назад, и с тех пор распространилась на несколько городов и стран.

12:00: Обедаю и собираю вещи для акции.

19.00: Иду к Синему камню, откуда начинается акция.

20.00: Женский исторический праздник / вечеринка в Fincken.”

Две неточности в статье, которые появились из-за ошибок взаимопонимания.

* Я точно не могу сказать, что стало основной причиной появления женского района в Осло.

** Никакого отношения к Дню освобождения и памяти женщин акция не имеет.

08-001

 

Elise Løvereide 8 мая 2015 года поместила в сетевом феминистском журнале “Under Arbeid” текст про женскую историческую ночь «Gatene tilhører oss!»

Перевод. “Улицы принадлежат нам! Присоединяйтесь к Женской исторической ночи сегодня – давайте прославлять наших героинь, или мужчины будут доминировать в городе!

Десять лет Женская историческая ночь проводилась для того, чтобы показать, что улицы принадлежат и женщинам тоже. В Бергене, где я живу, есть ли найдется 20 улиц с женскими названиями. Почему это так? Всюду, куда не взглянешь, улиц имени мужчин, статуи мужчин, места и здания, названные в честь мужчин. Площадь Оле Булля, статуя Людвига Хольберга, зал Грига, улица Лидер Сагена создают впечатление что культурно-исторические традиции utelukkende ble formet av menn сформированы исключительно мужчинами(?). Женская историческая ночь хочет показать, что женщины тоже важны для общества, но они, как правило, забыты и не признаны. Это делается с помощью плакатов – участники развешивают по всему городу плакаты женщин, которыми они восхищаются. Так вносятся в городской пейзаж и так воспеваются герои-женщины.

Как выбираются названия улиц

Я спросила Бергенский муниципалитет о том, как происходит выбор названи для улиц и персон для статуй и почему так много связано с мужскими именами.

John Monsen работает главным инженером в etaten for plan og geodata. Он говорит, что это учреждение несет ответственность за названия бергенских улиц. Они пишут имена для городских улиц, зданий, парков и т.п.

– Учреждение сначала определяет, что улице или зданию нужно  собственное название. Затем имя утверждает городской совет. Если кратко, то мы предлагаем имена, а горсовет выбирает. В старом Бергене традиционно используются названия, которые могут быть связаны с конкретным человеком. С 1850 года и после того, как город построился, , улицы получили новые имена. Fra rundt 1850 og utover, og etterhvert som byen ble bygget ut, fikk nye gater navn. Сначала мы использовали устоявшиеся названия, говорит Монсен.

Доминирование мужчин в городском пейзаже

Монсен объясняет доминирование мужчин тем, что мужчины играли более значимую общественную роль.  menn var de som på den tiden preget offentligheten.

– Когда город расширялся, нужно было больше новых названий улицы. Личные имена связаны с публичными людьми. В этой категории мужчины являлись большинством. Первая женщина, имя которой было использовано – Амалия Скрам, в 1912 году, через 7 лет после ее смерти.Монсен говорит, что с 1994 года и до сегодняшнего дня 7 мужчин и 7 женщин были удостоены названия улицы в их честь. Но он не знает, сколько улиц носят мужские и женские имена. Он говорит о Bergen Kommunes gatetabell, где я быстро нахожу 19 улиц, названных в честь женщин, в то время как 160 улицы названы в честь мужчин. Это без учета улиц, которые имеют только одно мужское имя без фамилии – такие названия как дорога Бенедикта или улица Бьерна. Кроме того существует 8 улиц, названных в честь святых мужского пола, таких как Св.Клеменс и только одна улица, названная в честь женщины Св. Суннивы. В Осло около 750 улиц (дорог) и только 100 из них названы в честь женщин.Karen Christine Friele – на уличной табличке сейчас!
Когда мы смотрим на скульптуры и статуи в центре Бергена, женщин среди них тоже мало. В центре есть 14 женских и 47 мужских скульптур. Почему нет памятников Elise Ottesen Jensen, Kati Anker Møller, Alva Myrdal или Karen Christine Friele? Для меня само собой разумеется, что эти и другие женщины были и остаются важными для общества и истории и должны быть обозначены в городском пейзаже. bør få mer tydelig annerkjennelse i bybildet.Женская историческая ночь – важное событие, потому что оно показывает, что женщины часто невидимы на протяжении всей истории. На Женской исторической ночи достаточно славных женщин из разных стран, разных национальностей и совершивших разные значительные дела. Например, прежде участники акции вешали плакаты с Berit Ås, Simone de Beauvoir, Nina Bjørk, Rosalind Franklin, Edie Sedgwick, Harriet Tubman и Liv Køltzow. Но вы также можете повесить плакат с собственной мамой – она есть ваша героиня.Принесите плакат и скотч и присоединяйтесь к чествованию женщин по всей стране сегодня! Не уверены в том, кого выбрать? Вот некоторые советы! Женская историческая ночь в разных городахФредрикстад: около Litteraturhuset в 19 часов.Берген: около Синего камня, в 19 часов.

Осло: Youngstorget, в 17 часов 30 минут

Тронхейм: Prinsensgate 14, в 18 часовСнимок экрана из 2015-05-15 09:24:51

Репортаж для бергенского студенческого телевидения “Ønsker flere kvinnelige gatenavn” сделали William Myrmellom и  Øyvind Aarrestad. Репортаж был опубликован 11 мая 2015 года

Перевод: “Хотим больше женских названий улиц. Вечером в пятницу около Синего камня собралась небольшая группа людей, которые были готовы к акции. Целью их было получить больше “женских” улиц и памятников, прославить своих женщин-героев hylle sine kvinnelige helter. У некоторых были плакаты, баннеры и картонные фигуры женщин. Картонные фигуры поставили среди мужских фигур, чтобы продемонстрировать, что не только мужчины добиваются многого.

– Я делаю это, потому что существует мало улиц, названных в честь женщин, – говорит Charlotte Lilleheil.

Когда наступило 19.00, одна из участниц встала на Синий камень, чтобы начать акцию. Она рассказала о том, как будет проходить акция.

Это делается ежегодно!

Женская историческая ночь проходит 8 мая ежегодно, все 10 лет. Собирается группа людей всех возрастов, чтобы сделать все именно так, как сегодня. В этом году пришло больше участников.

– Мы хотим, чтобы больше людей были заинтересованы в этих действиях, чтобы мы привлекли еще больше внимания и могли оказать влияние на существующие или будущие названия улиц, – говорит активист Baste Agdestein.

Акция проходит не только в Бергене, но также в нескольких крупных городах в Норвегии, таких как Осло, Трондхейм и Фредрикстад.

Что вешают?

Группы клеят различные плакаты с персонами, которым они хотели бы подражать. Герои плакатов могут быть различными – от вымышленных персонажей до людей из близкого круга. Это женщины, которые оказали влияние на жизнь участников акции.

– Kanutte – группа где играла моя бабушка, группа выступала бесплатно в течение нескольких лет, – рассказывает  Charlotte Lilleheil.

Надеемся на более активное участие.

Участники акции повесили много плакатов в различных местах, акция еще продолжается и участники надеются(?), что плакатов будет еще больше.

Снимок экрана из 2015-05-14 22:21:03

В очень хорошем видеосюжете видно транспарант и фонтан с фигурами, плюс есть несколько интервью с активистами. Хильде Мария Боберг Андерсен рассказывает про свои плакаты. Журналисты показывают плакаты акции на фоне “мужских” улиц и монументов.

 

12 мая 2014 года Ole Løkkevik и Håkon Benjaminsen опубликовали в бумажной и электронной версиях студенческой газеты Studvest.no статью “Vandalisme eller feminisme?” На сайте помещен маленький видеосюжет, где видно акцию в фонтане, шествие по площади и расклейку плакатов группой  F!

Перевод. “Вандализм или феминизм?

Подпись к фотографии с фонтаном: “SJØFARTSMONUMENTET в момент изменения. – Это не организация, а горизонтальная структура и каждый решает, какой плакат вешать и какие будут последствия, – сказала Charlotte Myrbråten о Женской исторической ночи.

В десятый раз Женская историческая ночь проводилась для прославления женщин.

Сноска о том, что такое Женская историческая ночь:

– Плакатная акция, которая прославляет женщин в общественном пространстве.

– Любой желающий может принять участие и повесить плакаты вдохновляющих, мотивирующих или духовно важных женщин.

– Десятая годовщина Женской исторической ночи отмечается акцией и вечеринкой.

Добро пожаловать на Женскую историческую ночь! – кричит молодая девушка, стоя на Синем камне. Под ее ногами лежит большой транспарант с лозунгами: “Стоп патриархат”, “Хватит мужского доминирования в городском пространстве” и “Городу нужно больше женских улиц”. Из 282 человек, которые отметили что придут на акцию в фэйсбук, пришло около 40, включая маленьких детей и пожилых людей.*1  Большинство из пришедших женщины, но также  есть и мужчины. De står tett og trippende i kveld skulder, og jubler etter velkomsten. I kveld skal kvinnene hylles i Bergen by.

Национальная и глобальная

– Нас было пятеро человек. Нам казалось, что город слишком мужской и мы решили делать что-то позитивное, чтобы донести это до людей. Мы были вдохновлены американскими художественными акциями и добавили кое-что своё, – говорит Charlotte Myrbråten*2. Шарлотта начала кампанию, которая распространилась на Осло, Тронхейм и Фредрикстад, Нидерланды, Украину, Беларусь и Россию. Женская историческая ночь есть феминистский проект.

Подпись к фото с Modesty Blaise: Больше, чем просто фикшн. Modesty Blaise из журнала комиксов Agent X9. – Лучший в мире журнал, – говорит Charlotte Lilleheil, которая много раз была на плакат-акции в прежние годы.

Женщины по-прежнему зарабатывают меньше, чем мужчины, изнасилование является большой проблемой, menn blir ikke sett på som like gode omsorgspersoner som kvinner, мужчины более влиятельны в рабочей среде. Вот несколько примеров того, почему мы нуждаемся в активной политике равенства.  Å være feminist er en måte å både verdsette kampene som er utført, samtidig som man innser at det gjenstår viktig arbeid, både i Norge og i verden, sier Myrbråten.

Гражданское неповиновение

Группа активистов идет по Торгаллменнинген и останавливается около Sjøfartsmonumentet. Некоторые вдруг начинают снимать свою обувь и переодеваться в резиновые сапоги. Четверо или пятеро человек залезают в фонтан, один из них босиком, и они несут женские картонные фигуры, которые устанавливают между мужскими фигурами на памятнике: Камилла Коллетт, пионер феминистского движения Фернанда Ниссен, гей-активист Ким Friele и журналист Мадлен Шульц.

– В основном мы обращаем внимание на правила расклейки плакатов, но я не могу говорить за всех.*3 Это активизм, и гражданское неповиновение – то что приходится иногда делать, чтобы быть замеченными, – говорит Charlotte Lilleheil, которая много раз была на акции прежде.

Начинается дождь, но фигуры крепко стоят на ветру.*4 Раздают кисти и клей в небольших стеклянных банках. Люди растворяется и расходится в разных направлениях, люди готовы украсить остальной город.

Подпись к фото с Дэмьеном. 900 ЛЕТ. Damien Magrou клеит плакат с  Hildegard von Bingen (1098-1179). Она была немецкой аббатисой настоятельницей, основательницей монастыря, писательницей, композитором, травницей и натуралистом.

Мусор

Уборщики проводят ежедневные проверки плакатов в центре города. Fagdirektør Øyvind Haga не знает о проблеме, но говорит, что развешивание плакатов с женщинами в городе расценивается как загрязнение мусором.*5

– Как правило, незаконно размещенные плакаты удаляются plakatoppsetterens regning, og det vil tillegges et gebyr, и люди могут быть наказаны только если они пойманы с поличным.Myrbråten знает о плакат-политике и говорит,  что каждый может решить, где вешать плакат и какие будут последствия. – Это мероприятие, которое демократически может помочь гражданам сформировать свой город. Нам нужно больше мест для плакатов в Бергене. Я уверена, что многие оценят уличные галереи героинь по дороге в школу и работу, говорит Шарлотта.

Не так уж хорошо для всех

– Уберите мусор из нашего городского пространства! – говорит на mørk bergensdialekt проходящий мимо пожилой мужчина.

– И вам хорошего дня! – отвечают студенты Camilla Haug и Damien Magrou.

Они закатывают глаза De himler med øyne смеются и бегут og springer av gårde inn i Christian Michelsens gate  продолжать вешать плакаты. Magrou окунает кисть в баночку с клеем, которую протягивает Хауг, намазывает клей на стену и приклеивает бумажную табличку с названием улицы.

– Мы называем ее улица Гудрун Шиман, – говорит он, ухмыляясь.

– Это нельзя назвать вандализмом, это благоустройство, – говорит Марит Боберг,  женщина чуть постарше, которая тоже участвует в акции.

Подпись к плакату с Wenche Dorothea Haukland: С посланием к молодежи. Для всех молодых девушек и парней. Вы все помогаете превратить мир в месту дружбы и радости, все больше и больше земли для всех “.

Simone Veil-smauet

Они идут дальше по ново-названной улице Гудрун Шиман до Strandgaten, которая через минуту будет называться Simone Veil-smauet в честь французского юриста и политика, пережившей концентрационные лагеря во время Второй мировой войны. Ветер и капли дождя, кажется, никого не беспокоят до тех пор, пока не закончатся плакаты. Вечером будет концерт в Fincken, результат  сотрудничества с политической организацией ПротивВластиБерген. Под радужным флагом, который гордо развевается на ветру, висит портрет Эммы Голдман и цитата: «I want freedom, the right to self-expression, everybody’s right to beautiful radiant things».

*1 Пример жуткого эйджизма в статье. По крайней мере в Бергене такое высказывание недопустимо даже чисто формально. Потому что люди всех возрастов у нас всегда принимают в протестах самое активное участие. Авторы явно намекают на Венче и Терентия, но они-то как раз в списке самых деятельных общественников в нашем городе. Но и остальные люди нестуденческого вида в этом году были не на последних местах. Так что мне решительно неприятно видеть в статье это определение.

*2 Возможно, Шарлотта давала интервью по телефону или иначе. В 2015 году она не могла участвовать в финальной акции по семейным обстоятельствам и нам без Шарлотты было сложно и непривычно. И еще мы привыкли встречаться с ней в этот день, эта встреча просто неотъемлемая часть бергенского активизма. Мы ждали ее хотя бы на концерт, но ничего не получилось. Шарлотта участвовала иначе –  занималась организацией концерта, размещала очень много анонсов, именно она приглашала журналистов и утром сделала свою акцию. Вот одна из ее фотографий.

11165146_10205033273846475_2437518487715125680_n

 

Таким образом я хочу показать, что когда мы говорим про 50-60 человек на акции, это не совсем соответствует действительности. Кроме того, что за каждым активистом есть  тыл – то есть люди, которые обеспечивают возможность посетить акцию, помогает сделать плакаты и т.п., огромное количество людей создает информационное облако, непрерывно говорит про акцию в течение года. В Бергене это к примеру второй лидер акции Hilde Sofie Pettersen, которая заболела 8 мая, но тоже занималась приглашением людей. В Бергене Женская историческая ночь это только одно из направлений феминисткой борьбы, абсолютно все участники акции в повседневной и политической жизни всегда ведут фемкампанию. Можно совершенно точно сказать, что лидерами являются все. Да, у нас так! Так, когда не пришли Шарлотта и Хильде, яркая и потрясающая Анетте Бассо стала координатором акции и прочитала текст, написанный художницей Лине Фресвик. Но если бы не было Анеттe, то на камень забрались бы Марит, Бенте, Марианне, Венче, Сольви, Марта и на самом деле  просто любая из нас!  И это воспринималось бы остальными не как доминирование, но как очень важная и ответственная работа для общества.

*3 Почти никто не соблюдает никаких правил. Почти – потому что лично я не видела правильно наклеенных плакатов, но не исключаю, что может быть это и встречается в природе.

*4 Спасибо друзьям-журналистам за это “крепко стоят”, но акция была свернута очень быстро из-за сильного ветра. Мы убрали все с фонтана, так как мы не мусорим.

*5 В статье женщины дважды названы мусором и мы начали по этому поводу дискуссию на норвежском Феминистком форуме.

Снимок экрана из 2015-05-14 22:29:00

На этом я заканчиваю обзор норвежских статей о Женской исторической ночи – 2015   (благодаря Дарье Данилович вы можете посмотреть отдельную страницу с первой белорусской статьей)  и теперь я хочу перевести статью, написанную одной из самых лихих участниц ЖИН-2014  Åsne Hagen для бумажной газеты Rødt Nytt:

“Женщины занимают место.
Во время Женской исторической ночи женщины пытаются стать для  общественного пространстве более значимыми, стать больше чем просто украшением. В мае акция проводится девятый раз подряд. Акция заключается в создании плакатов с одной или несколькими женщинами, которые вдохновляют или мотивируют вас, а затем в расклеивании плакатов – самостоятельно или вместе с другими людьми.

– Мы начали делать Женскую историческую ночь, потому что мы считаем общественное пространство очень маскулинным, говорит Charlotte Myrbråten. Она планировала первую акцию вместе с Trygve Svensson, Kristoffer Jul-Larsen, Lisa Engervik и Kari Anne Drangsland. С тех пор Женская историческая ночь стала ежегодным событием в Бергене, Осло, Ставангере и распространилась в российских городах Томске, Калининграде, Санкт-Петербурге, Москве и Челябинске.

– В следующем году будут принимать участие некоторые датские и шведские города. Социальные медиа дают совершенно новые возможности по сравнению с теми возможностями, которые были у нас десять лет назад, акцию легко распространять. Нужно небольшое количество людей и очень легко получить отличный результат, говорит Шарлотта Мирбротен.

– Женщины часто представлены только в качестве пассивных объектов в коммерческих районах города, в то время как мужчинам установлены памятники и большинство улиц названы в честь мужчин. Если читаешь городскую историю, можно подумать, что женщины не добились ничего. Это не так и Женская историческая ночь подчеркнет вклад женщин. Мы хотим создать уличную галерею, где каждый покажет свою героиню. Шарлотта считает, что было 50-60 разных плакатов в этом году.

– Некоторые женщины опять появились на плакатах. Такие как Simone de Beauvoir, бабушки участников, Ada Lovelace, Astrid Lindgren и Kate Bush. Также Elise Ottesen-Jensen на плакатах этого года, что особенно актуально в связи с попыткой ограничить право на аборт. Элиза была пионером в сфере женской сексуальности, контрацепции и права на аборты.

Любава Малышева разместила на YouTube ролик о Женской Исторической ночи, в котором она призывает людей к участию в акции:  “Вы можете организовать Женскую историческую ночь в вашем городе, чтобы вернуть женщин, которые являются важными для вас, обратно в историческое и городское пространство”, – указывает она в видео. “Противостоять патриархату, милитаризму, бесправию, фальсификации истории.”

– В первые годы Женская историческая ночь проводилась в виде плакатной акции и концерта после. В последние годы были только плакатные акции, но в следующем году десятилетие должно быть отмечено концертом и акцией снова, – утверждает Шарлотта Мирбротен.

Снимок экрана из 2015-05-14 13:16:11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теперь, когда русскоязычные участники акции имеют больше первоисточников для размышления, я хочу написать еще пару строк от себя. Сейчас, на основании десятилетнего и международного опыта акции.

Видимая простота Женской исторической ночи обманчива.

У акции есть жесткий формат: имя персоны, фото персоны, название акции, отсутствие посторонней и тем более политической символики. Очень важно избегать политического, буржуазного, соцреалистического и патриархального оттенка на плакатах.

Мы ориентируемся на норвежскую акцию, но норвежская акция существует в совершенно другой реальности, не имеет за спиной столетнего репрессивного режима, социальной катастрофы, информационного вакуума, бесправия, нищеты и не проходит под облаком военной госпропаганды. Фундаментом норвежской акции являются столетия солидарной борьбы общества за права человека. Женская историческая ночь может быть росточком здорового гражданского общества в диктаторской стране.

Нам, русскоговорящим, посчастливилось принимать участие в акции на этом этапе. Мы должны передать Женскую историческую ночь в максимально сохранном и достойном состоянии тем, кто будет делать акцию после нас.

У акции есть четкие требования, вот одно из них: мы хотим женские улицы и памятники. Мы видим, что в этом году умница Elise Løvereide разобралась в реальной ситуации в нашем Бергене. Но это же может сделать активист в любом другом городе. Сколько у вас женских улиц и памятников и что если женские улицы есть – что это за героини? Кто сделает первую Женскую историческую карту своего города? Кто напишет на карте новые имена? Не надо увековечивать тех, кто уже присутствует в городском пространстве. К примеру, в российских городах уже существуют десятки улиц имени Розы Люксембург и десятки улиц Коллонтай. Так что нет смысла в рамках пост-советской ЖИН обсуждать актуальность этих имен, которые люди упорно пишут на плакатах.

Мы обратили внимание, что в Бергене люди часто приносят одинаковые плакаты. Они хотят жить на улице имени Ким, Шилан, Колетт, видеть памятник Йоко и Симоне де Бовуар. Может быть, Шарлотта Мирбротен и ее друзья изобрели (или воссоздали) самый правильный механизм формирования городского пространства. Мы все хотим и должны сами выбирать названия для улиц, на которых стоит наш дом. Мы не можем поручать решать за нас безликому бюрократическому учреждению. Это очень простая мысль, но как много времени прошло, чтобы люди это поняли!

Редко бывает чтобы люди приносили несколько одинаковых плакатов с трикстерами – женщинами, которые, и правда, сделали что-то новое, и тем не менее не представляли никакой угрозы для патриархата и даже, напротив, укрепляли его. Такими плакатами бывает сложно поделиться, не каждый хочет жить на улице имени убийцы, террористки или монахини.

Есть много действительно интересных примеров – таких, как Терешкова со своим космическим вкладом в женскую историю. Когда человек приносит плакат с Терешковой, он восхищается именно фактом первого полёта (так сказать пассивной, лабораторной фазой жизни данной героини), но не всеми прочими совково-репрессивными “достижениями”, которыми Терешкова совершенно сознательно пополнила и продолжает пополнять свою коллекцию “подвигов” после полета (читать здесь). Уверена, что многие авторы плакатов с Терешковой не в курсе, что она еще жива. Совет: убедись, что ты знаешь достаточно про героя на своём плакате:)

Персонажи прошлого представляются в этом смысле куда более подходящими кандидатурами, чем современницы, потому что мы можем оценить весь жизненный путь человека. Поэтому, собственно, и существует традиция посмертного и не-экстренного увековечивания имен. Пока герой жив, он всегда может выкинуть что-то гамсуновое. Герои пропаганды меняют знаки по нескольку раз в столетие.

В некотором смысле наклеить Терешкову сейчас все равно, что наклеить Мизулину (погуглите). Даже если не обсуждать этичность космических полетов и всю эту советскую эстетику  восторга от космического доминирования. Этично ли клеить плакат с Терешковой в 2016? В отношении трикстеров этот вопрос всегда будет безответным. Для вас важен полет? Для вас важно, что это одна из самых знаменитых русских женщин в мире? Или для вас важнее в 2016 “Реквием” Анны Ахматовой? Вы хотите выбрать портрет голливудской красотки или не переносите жестокую индустрию развлечений, которая овеществляет и продает женщин? Вы хотите выбрать военную летчицу, которая разбомбила дома активисток, делающих женскую историческую ночь по другую сторону границы? Вы хотите выбрать праворадикальную активистку так, как она теперь стала политической заключенной? Вы хотите сделать плакат с диктаторшей, из-за которого погибли миллионы людей. Это правда есть образец для вашей жизни сейчас?

Разговор о вашем выборе Женской исторической ночи – это разговор о ваших личных приоритетах, о том что такое для вас/нас нравственность и этика сегодня. Это сложная тема, потому что она требует большей самоотверженности, чем изготовление крахмального клея.

Когда мы замечаем на плакатах похожие имена – это может быть символом того, что с нами рядом единомышленники. Но это может быть также результатом государственной пропаганды и нелепой ошибкой.

Приоритеты могут изменятся и заостряться со временем и это не есть проблема. Новая информация позволяет нам исправлять ошибки и развиваться. Гораздо хуже, когда вместо признания собственной ошибки человек старается найти виноватых вокруг и доказать свою правоту любой ценой – это патриархальный тип поведения, доминирование любой ценой. Ночь это разговор о личных приоритетах. Никто не претендует на ваши личные приоритеты. Но мало кому из феминисток понравится жить на улице с очередным патриархальным памятником.

Во многих городах мы уже наблюдали попытки захвата акции и несколько вариантов политических спекуляций. Люди, которые идут на захват, полагают, что они атакуют пирамиду. Но Женская историческая ночь сетевое действие и его невозможно захватить, его можно только частично изуродовать, опозорив своё имя и свой город. Я вижу только один способ спасти репутацию города, в котором начали действовать женские исторические паразиты – нормальная акция. Города с паразитами не достойны упоминания в наших текстах про акцию.

В русском инфополе широко распространено написание фальшивых статей про Женскую историческую ночь. Это делают копипастеры ради мелкой монеты и люди которые считают, что лучше всех понимают, что такое Женская историческая ночь.  В статьях часто пишут что в Ночи участвуют миллионы женщин, что она связана с запретом стриптиза и окончанием войны. Пока не существует статьи про акцию в русскоязычной википедии.

Повсеместно мы наблюдаем попытки захвата мужчинами лидерских позиций на акции. Это касается агрессивной манеры поведения, повышенного тона голоса, слишком напористого желания что-то сделать вместо участниц-женщин, помех или навязчивой помощи в подготовке, идеологических вмешательств во время подготовки, захвата местных сми фальшивыми текстами, проведения мужчинами лекций  и упрочение  лживой женской истории (!) Сложно поверить, но это не единичное явление. Я действительно никогда больше не хочу слушать мужские лекции о феминизме или о женщинах. Тем более я не хочу  слышать мужчин во время Женской исторической ночи.  У мужчин нет никаких проблем с высказыванием, самопрезентацией в мире, где они являются доминирующим классом. Мужские лекции о патриархальных женщинах в Женскую историческую ночь явление смешное и унизительно. Если мужчина хочет быть в феминистком движении, он должен остановиться, замолчать и научиться понимать то, что ему говорят женщины.

Повсеместно мы наблюдаем появление мужских портретов на плакатах женской исторической ночи (вместе с женским или даже отдельно). Это явление того же самого порядка – захват патриархатом феминисткого инфополя. К этой теме относится тред о mtf. Есть предостаточно дней в году для этой темы.

Повсеместно мы видим, что организации, партии и просто находчивые активисты по хотят добавить свою символику на плакат. Это недопустимое явление, еще одна патриархальная попытка присвоения. В конце концов, если вам хочется прославиться с помощью ночи и вы не видите для себя ну просто никакого шанса сделать этого на другом поприще, вполне достаточно просто сделать ЖИН по всем правилам или просто написать о ней хорошую статью. Вот что действительно оценят другие участники и историки. Когда вы выкладываете фотографию плаката, вы скромно связываете свое имя с этим изображением. А политическая или тщеславная игра, попытки купить (или выгодно продать) протест – они обесславят и вас, и вашу общественно-политическую структуру.

В двух странах активисты Ночи активисты неоднократно задерживались полицией. Я призываю вообще отказаться от плакатного формата в диктаторских странах и понять, что форм проведения акции даже в рамках портрет-имя-название акции есть очень много. Не печатайте много одинаковых плакатов – нарисуйте плакаты. Граффити запрещено, но мелки никто не запретил. Буквально пишите на улицах новые названия. Запрещен фундаментальный стрит-арт? Но лёд никто не запрещал. Сделайте ледовую скульптуру. Никто не запрещал тень. Проецируйте памятник на стену улицы. Запрещены плакаты? Но никто не запретил вырезать профили из черной бумаги. Очень просто с помощью проектора вырезать галерею пионеров феминистского движения. Повесьте невидимый плакат и снимите об этом фильм. Сфотографируйтесь с плакатом. Напишите название акции на одежде на вашем родном языке. Добавьте женское имя из цементных букв на памятник мужчине. Напишите песню или стихотворение про акцию. Переведите уже имеющиеся песни и статьи на родной язык!!!! Расскажите всем вашим друзьям во всех городах про ЖИН. Сделайте что-то памятное для активистов. Нарисуйте серию картин с новыми улицами вашего города. Пробейте статью про акцию в местной газете и напишите правду про акцию для всех доступных вам сетевых ресурсов. Нарисуйте новую городскую карту или стенгазету для учреждения в котором работаете или учитесь. Есть неисчислимое количество альтернатив, которые, кстати, позволят вам проявить свою индивидуальность и показать, что вы тоже есть героиня Женской исторической ночи. Есть много групп, которые делают акции, но не делают репортаж, это не правильно по многим причинам.

Эпилог. Прежде чем начать разговор с городом, надо подумать, действительно ли ты хочешь перемен. И что та персона, которую ты выбираешь, сделала для общества – действительно ли намерения твоей героини и твои собственные совпадают. Действительно ли ты гордишься ее достижением и хочешь сделать то же самое. Действительно ли это твоя работа есть феминизм и противостояние культуре насилия. Удачи нам всем и до встречи на площади 8 мая 2016 года.

Поделиться
Запись опубликована в рубрике Протесты и социальные инициативы с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий