Статья Ольгерты Харитоновой в новом номере норвежского журнала Kvinneaktivisten

островНомер появился на свет 8 марта 2014 года.

Харитонова Ольгерта, феминистка из России,

редактор самиздатского радикально-феминистского журнала «Остров»

Путин, Олимпиада, ЛГБТ и феминизм

Россия – страна восточной деспотии. За всю историю ее существования не было ни одного периода, когда бы здесь появилась возможность формирования гражданского общества. У нас очень мало людей с гражданским сознанием. Правосознание в государственных масштабах вырастает на правовом поле, но последнее здесь пока наполнено несуразицами, противоречиями и борьбой личных интересов. У российского народа превалирует рабское самосознание, упования на решения сверху и потенция к бунту без ответственности за последствия. Изменить эту ситуацию можно было в начале ХХ века, однако формирование гражданского общества было прервано гражданской войной, последовавшей за Октябрьской революцией 1917 года и установлением диктатуры не пролетариата, а партии большевиков. И второй раз возможность изменений была в конце ХХ века в недолгий период перестройки. Увы, и здесь мы не воспользовались ситуацией – мы вновь вошли в диктатуру, на сей раз в диктатуру КГБ (теперь ФСБ), которую олицетворяет Путин.

Путин – это мелкий диктатор «большой державы». Он и его «семья» пытаются изо всех сил удержать державу от распада. Они закатывают баснословно дорогие игрища в виде Олимпиады, но это оказывается пиром во время чумы, потому что в это же время происходит обнищание народа, его оглупление (рушится вся система образования) и просто уничтожение (система здравоохранения практически не работает, в детских домах мучается 600 тысяч сирот, а пенитенциарная система перемалывает взрослое население). Люди вынуждены заниматься простым выживанием, на рост гражданского самосознания не остается ни сил, ни возможностей.

Для того чтобы отвлечь народ от осознания тягот своего существования и скрепить его в единую нацию, власти используют риторику традиционалистов, призывающих к отказу от индивидуальности, личности, в угоду роду и русской общине. Всё это должны цементировать «духовные скрепы» и «традиционные семейные ценности», основанные на православной вере и «христианском» образе жизни.

Если в Европе в 1960-х годах произошла сексуальная революция, то в России ее не было. Мы так и не научились говорить о сексуальных отношениях, о сексуальности как таковой. Этот дискурс в обществе не разрабатывался. Зато теперь у нас началась сексуальная контрреволюция. На государственном уровне обсуждается вопрос о запрете любой «сексуальной пропаганды». Закон о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди подростков уже принят в июне 2013 года. Сейчас же они предлагают запретить любые разговоры о сексуальности. Тела подростков созревают до поллюций и менструаций, но говорить об этом они могут только с родителями, которые сами не знают, как вести подобные разговоры. Любой разговор о сексуальности не внутри семьи может рассматриваться как пропаганда секса. И это обсуждается на государственном уровне в «мировой державе», в ХХI веке!

Законы, принимаемые Госдумой в последнее время, обнажают страх государства перед обществом и желание тотального контроля над этим обществом, над приватной его сферой, которая единственная остается «зоной свободы». Российское государство наглядно демонстрирует лозунг феминисток «Личное – это политическое!». Государственная политика ложится к нам в постели и контролирует наши сексуальные отношения: вне семьи секса быть не должно, а в семье можно заниматься только традиционным сексом. При этом в России миссионерская поза одна – государство всегда сверху.

И если кто-то подумал, что власть ограничится контролем над ЛГБТИК-сообществом, то это заблуждение. Просто люди ЛГБТИК оказались наиболее простым объектом для канализации народного недовольства. Ксенофобия традиционно сильна в российском обществе. Люди ЛГБТИК – очевидные и вызывающие неприятие, Иные. Поэтому гомофобные настроения моментально охватили разные слои общества. И мало кто понимает, что истоком ненависти против Иных является ненависть против своих, против близких людей, против самих себя. Страх и ненависть разлиты по российскому обществу.

Страдают от этого в первую очередь дети, подростки и женщины – от домашнего насилия, от сиротской своей доли, от развала здравоохранения и системы образования. Вместе с тем именно дети и женщины могут спасти общество. Поэтому я – феминистка. Поэтому мы организуем мероприятия, выпускаем журнал и ведем группы в социальных сетях, чтобы оказывать поддержку женщинам. Оказывать поддержку детям мы теперь не имеем права.

16days_04_nonfiction

Да, я выхожу часто на публичные акции в поддержку ЛГБТИК: на протестные марши в «Радужной колонне», на День поцелуев к Госдуме, на митинги и пикеты в поддержку PussyRiot. Но главная работа обычно скрыта от широкой общественности. Группы самоподдержки не терпят публичности, однако именно там оказывается реальная помощь участницам. Школа феминизма – самообразовательный проект для женщин – существует в Москве почти три года. Встречи проводятся нерегулярно, но стабильно. Обсуждение актуальных для женщин вопросов – это не только поддержка, это еще и развитие самосознания. Радикально-феминистский журнал «Остров» в декабре 2014 года будет отмечать свое пятнадцатилетие. Там публикуются женщины и пишут они обычно о том, что именно их волнует. По материалам журнала мы проводим литературные чтения, викторины и презентации.

Именно феминистских групп в России немного. Непопулярности феминизма способствуют исторические реалии России и современная политика, которая пока не приравняла феминизм к мыслепреступлениям, однако постоянно декларирует несоответствие феминизма «традиционным российским ценностям». А в стране побеждающего традиционализма всё, что не традиция, может стать преступлением. И они будут правы, потому что феминизм действительно преступает границы привычного и разрешенного. Лучше всего это видно на примере PussyRiot. Они отсидели за свои взгляды. Другие феминистские группы (не панк-группы) не так заметны, но и они проводят немало работы, способствующей росту самосознания женщин, выработке гражданского сознания. И именно на этой основе может быть построено гражданское общество в России, которого нам так не хватает. Мы работаем на это.

 

Перевод на английский – Лена Грунтова:

Kharitonova Olgerta, the feminist from Russia,

editor of self-published radical feminist magazine “Island”

https://www.facebook.com/olgerta.ostrov?fref=ts island_ostrov@inbox.ru

translator: Lena Gruntova

Putin , Olympics , LGBT and feminism

Russia is a country of oriental despotism. For the entire history of its existence, there was no period when there would be an opportunity to develop a civil society. We have very few people with civil consciousness. Legal awareness on a national scale grows on the legal field, but until recently we’ve had it filled with absurdities, contradictions and struggle for personal interests. What prevails in Russian people is slavish self-awareness, trust in solutions from above and potency to revolt without responsibility for the consequences. It was possible to change this situation in the early twentieth century, but the formation of civil society was interrupted by the civil war that followed the October Revolution of 1917 and the establishment of the dictatorship not of the proletariat, but Bolshevik Party. For the second time the opportunity for changes emerged in the late twentieth century, during the brief period of perestroika. Alas, we did not use the chance here as well and we re-entered the dictatorship , this time of the KGB (now FSB) , which is represented by Putin .

Putin is a small dictator of “a great state.” He and his “family” are doing their best to keep the country from disintegration. They roll their fabulously expensive entertainments, such as the Olympics, but it comes out to be a feast during the plague, because at the same time there is growing impoverishment of the people, growing forced stupidity (that collapses the entire educational system) and just destroy (healthcare system practically does not work, 600 thousands of orphans suffer in orphanages and the prison system grinds the adult population). People are forced to engage in mere survival, growth of civic consciousness gets neither the strength nor the opportunity.

In order to distract people from realizing the hardships of its existence and staple it into a single nation the authorities use traditionalist rhetoric calling for the abandonment of individuality and personality for the sake of old Russian community. All this must be cemented with “spiritual buckles” and “traditional family values”, based on the Orthodox faith and the “Christian” way of life.

Europe in the 1960s experienced a sexual revolution, while Russia missed it. We have not learned yet how to talk about sexual relationships, about sexuality as it is. This discourse in the society has not been developed yet . But now sexual counterrevolution starts. They debate banning any “sexual propaganda” at the state level. The law which bans the propaganda of non-traditional sexual relationships among teenagers has been adopted in June 2013. Now they propose to ban any talk about sexuality at all. Teen bodies are ripe for pollutions and menstruation, but teens can talk about it only with their parents who do not know themselves how to do this kind of talk. Any discussions about sexuality occurring not within the family can be seen as promoting sex. And this is being discussed at the state level in a “great state” in the twenty-first century!

Laws adopted by the Russian Parliament recently reveal the fear of the state against the society and the desire of total control over this society, over its intimate sphere, which until now has remained the only “area of freedom.” Russian state demonstrates the feminist slogan “Private is political!”. State politics falls to our bed and controls our sexual relationships: sex outside the family should not exist, and families should practice traditional sex only. Besides, in Russia there is the only missionary position, when the state is always on top.

And if anyone thinks that the government limits its control to the LGBTIQ community, one is deceived. LGBTIQ people are simply the easiest target for channeling of popular discontent. Xenophobia has traditionally been strong in the Russian society. LGBTIQ people are an obvious case and trigger rejection, they are Different. Therefore homophobic ideas has instantly encompassed various strata of society. Few people realize that the hatred against the Different is born by the hatred against nearest and closest ones, against oneself. FearandLoathingarespilledoverRussiansociety.

And children, adolescents and women are its first victims. They suffer from domestic violence, abandonment, from the collapse of healthcare and educational system. However, it is the children and women who can save the society. That’s why I’m a feminist. That’s why we organize events, publish the magazine and maintain communities in social networks to provide support to women. We have no right to support children now.

I do go often to public rallies to support LGBTIQ: to protest marches in the “Rainbow column”, to Kiss Day in front of the State Duma, to rallies and protests in support of Pussy Riot. But the main work is usually hidden from the general public. Self-support groups do not allow for publicity, but it is here where people get real help. The School of Feminism, a self-educational project for women, has existed for almost three years in Moscow. Meetings are held irregularly but steadily. Discussion of the issues of current interest to women doesn’t only provide support, it also helps for the development of self-consciousness. The radical feminist magazine “Island” will celebrate its fifteenth anniversary in December 2014. The magazine publishes women, and they usually write about what they care about. We conduct readings, quizzes and presentations based on the magazine publications.

Exactly feminist groups are scarce in Russia. Feminism is unpopular due to the Russian historical realities and current politics. They have not yet equated feminism to thoughtcrime, but constantly declare discrepancy between feminism and “traditional Russian values.” And everything that is not a tradition can be a crime in a country of conquering traditionalism. And they’ll be right, because feminism really transgresses boundaries and permitted limits. This is best exemplified by Pussy Riot. They have been kept under arrest for their views. Other feminist groups (not punk bands) are not so noticeable, but they carry out a lot of work that helps for the growth of self-consciousness in women, the development of civic consciousness. And it is on this basis that civil society in Russia, which we miss now so much, can be built. We are working for it.

 

21.02.2014 Moscow

Поделиться
Запись опубликована в рубрике Протесты и социальные инициативы с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий