18 сентября 2013 года в 16.30 на Торгаллменнинген началась акция солидарности с сирийским народом, организованная Международной Амнистией, Norsk Folkehjelp. Платформа была предоставлена LO. Шел дождь, было холодно, собралось 60 человек. Телеканал делал вью с участниками.
Вел акцию Jorge Alex Dahl из Norsk Folkehjelp: “ООН заявило, что в войне погибло уже 100 000 человек. 6 250 000 тысяч сирийцев, треть населения страны, были вынуждены покинуть свои дома и 2 миллиона находятся за пределами Сирии. 97% от этих двух миллионов остаются в соседних с Сирией странах, только 3% едут в западные страны”.
“Norsk Folkehjelp проводит твиттер-акцию за увеличение норвежской квоты для сирийских беженцев и вы можете помочь нам, набрав сообщение с хэштегом #5000syrere Можно положить деньги в кружки для пожертвований. Мы собираем их для работы нашей организации в Ираке и Ливане. В Ливане около миллиона сирийских беженцев. В Ираке 200 000.”
Biskop Halvor Nordhaug поблагодарил Амнистию и Норск Фолкерхелп за то, что они поднимают сирийскую проблему. “Важно, чтобы норвежцы узнали о том, что творится в Сирии и о том, в чём нуждаются мигранты.”
Священник говорил, что во время выборов уделялось много внимания местным вопросам. Школам, больницам, детским садам. Однако никто не обсуждал интернациональные проблемы и гуманной политики предоставления убежища. “Мы должны требовать свободы для Сирии, прекращения кровопролития, убежища для беженцев…Дамаск – это древнейшее поселение, культура, которая древнее нашей. Из Дамаска начал свой путь один из центральных проповедников нашей церкви. Мы часть того движения, которое началось когда-то на Ближнем Востоке. Церковь не встает на сторону ни одной из сторон в этом военном конфликте. Но она находится на стороне мирного населения… За первые 8 месяцев этого года Швеция приняла 6682 беженца из Сирии. Норвегия приняла только 484. С норвежской точки зрения квота на 5000 беженцев – это разумная цифра… я молюсь за то, чтобы наше правительство не забывало про сирийский народ.
Tysnesordfører Kjetil Hestad говорил о чувстве бессилия от того, что мы не можем помочь людям, перенесшим ужасные страдания, которое возникает всякий раз, когда люди узнают новости. Кьетил прочитал стихотворение Arnulf Øverlands “Du må ikke sove” и сказал, что надо сирийский народ как никогда нуждается в нашей поддержке. “самая большая катастрофа нашего времени с огромным количеством мигрантов. Один миллион мигрантов это дети. Население Сирии страдает от ужасного кризиса. Люди нуждаются в жизненно необходимых вещах. Им нужна еда, чистая вода и медицинская помощь. Мы чувствуем потребность помогать сирийскому народу. Норвегия некогда была примером гуманности, она должна принять минимум 5000 беженцев сейчас. Мы должны влиять на ООН, чтобы ООН выполняла свои обязанности и на все страны, которые влияют на сирийскую проблему. (стихи)”Håpet vi bærer gir oss styrke, til å kjempe og aldri gi opp. Ved livets mange slag, gir håpet oss tro på en lysere morgendag”. Я верю в светлое будущее для Сирии, верю в светлое завтрашнее утро для сирийского народа”
Генеральный секретарь Международной Амнистии John Peder Egenæs: “Я говорю не только от своего имени и не от имени тех, кто пришел на акцию. Я говорю также от имени тех кто не пришел и кто сидит в своей гостиной в Бергене и по всей Норвегии… Настало время чтобы умнейшие политики решили сирийский вопрос. Это миллион детей, потерявших свое детство на войне. И еще 4 миллиона сирийцев беженцы в родной стране. 100 000 погибших и тысячи потерявших родных на войне. Общая численность населения Сирии – 22 миллиона человек. Это 22 миллиона человек, которые живут в страхе… Мы заняты вопросом уничтожения химического оружия в Сирии, но мы не должны забывать, что 100 000 человек были убиты из других видов оружия. Все участники конфликта должны уважать права человека и соблюдать законы военного времени… Россия хочет покончить с химическим оружием, но российское оружие продолжает прибывать к Асаду каждый день и продолжает убивать людей. Всё имущество Асада за рубежом должно быть арестовано, чтобы он осознал последствия убийства своего народа. Сирийская ситуация должна рассматриваться международным трибуналом. И все, кто ответственен за нее, не должны мечтать о (роскошных) домах… Хотя мы думаем, что мы бессильны и не можем влиять на решения ООН,… но мы можем принять беженцев…и должны требовать это у новых властей.”
В начале и в завершале пела Maylen Rusti.
Цветов выступающим не дарили, а деньги, которые всегда выделяются на подарки для участников, перевели Норск Фолкерхелп.
Слова норвежских политиков переводил для “Бергенского зайца” Али Ватти, беженец из Сирии, который получил убежище в Норвегии. Я задала ему несколько вопросов:
– Как можно помочь Сирии?
– Россия и Америка должны думать не про Асада и оппозицию, а про мирное население . Я был за военные действия. Я хотел, чтобы были остановлены обе стороны – и радикалы, и Асад. Я за то, чтобы Россия и все остальные страны остановили поставки оружия в зону военного конфликта.
– Сколько беженцев из Сирии получили убежище за последние три года?
– Из тех, с которыми я знаком – 60 человек. В этом году за 8 месяцев всего 484 человека получили убежище в Норвегии. В прошлом году это было 280. Почти все сирийцы получают убежище.
– Сколько не получили убежища.
– В настоящее время один. Была еще одна семья, но буквально сейчас началось рассмотрение дела.
– Когда изменилось отношение к сирийцам?
– С апреля 2011 года перестали высылать. В Сирии начался хаос, было решено, что Сирия больше не безопасная зона. Еще через год стали выдавать позитивы. В очень редких случаях рассматривали документы через 6 месяцев.
Анонс акции в фб