27 апреля 2011 года Джоан Баэз пела в Григхалене и мы ходили слушать.
Есть люди, которые считают себя ответственными за всё, что происходит на планете. Джоан Баэз – из таких людей.
Не ясно, что было у Джоан изначально – созвучность проблемам мира или голос – возможно на самом деле это голоса правозащитников объединились и таким образом и звучит гул многомиллионного марша против насилия.
Не знаю, приезжала ли Джоан раньше в Берген – норвежский интернет мне пока не поддаётся – но она пела на Вудстоке. Причем во времена Вудстока уже была известнейшим левым активистом. Антивоенная тема досталась ей по наследству. Мало кто так удачно распоряжается наследством.
Джоан повезло не только с родителями, но ии с аффинити-группой – среди ее соратников по борьбе имена Мартин Лютер Кинг, Джон Леннон, Боб Дилан.
Вот Джоан поёт We Shall Overcome на Вудстоке, 1969.
http://www.youtube.com/watch?v=pQiIZXkt2RM
Впервые я услышала Баез именно в фильме о Вудстоке. И ни один из выступавших не впечатлил меня больше.
Слушая, как голос Баез меняется с каждым годом, как пропадают высокие частоты и появляются трещинки – словно на старинной картине – можно почувствовать связь с прошлыми временами, с уже оставившими нас неутомимыми, несгибаемыми, бесстрашными людьми, достижениями которых мы наслаждаемся в наше время.
Баэз – это синоним слова интернациональность. Пример универсального принципа – солидарности. Солидарности с любым честным человеком.
Я позвонила, прождала минуты три, покуда г-н Сахаров не снял трубку, и завопила: “Это Джоан Баэз! Амнисти Интернейшнл! Привет, Андрей Сахаров! Привет, Елена Боннер! – и спела им “We shall overcome”. И в конце каждого куплета я слышала “Да! Please, yes! Good, good, please, yes, my vife!”(sic), и я продолжала петь, а они передавали трубку из рук в руки. А под конец я крикнула: “Good bye! До свидания!” Они вместе что-то крикнули в ответ. Я повесила трубку, села на кровать и заплакала…
В 1973 году Джоан спела песню Natalia
Где взять слова
Для тех, кто живет в страхе и печали
Где найти слова,
Которые освободят тебя
Может быть завтра?
Где земля,
Где небеса,
Где жизнь
По которым ты тоскуешь?…
…Где все друзья,
Где мужчины
И тот,
Который может тебя защитить?
И где тот ребенок,
Которого ты никогда не увидишь,
Наталья Горбаневская…
Джоан также пела “Возьмемся за руки” http://prostopleer.com/tracks/260811776OI и брала уроки русского, чтобы говорить с русскими.
Сейчас Джоан 70 лет. Её слушали миллионы людей. Сотни тысяч хиппи на Вудстоке – крошечная компания в сравнении с бесконечными полянами, на которых которых размещаются друзья, последователи, единомышленники Баез. И вот эти самые друзья, которые выбегают на сцену, чтобы настроить после каждой песни гитару, сыграть свою мелодию, которые собираются, чтобы вместе подпевать “Донна, Донна” – они очень хорошо знают, чем Джоан отличается от того, что называется музыка и популярная культура. На обычных музыкантов направляют софиты, чтобы их можно было рассмотреть на сцене. А Джоан – она сама по себе свет.
Газета “Бергенское время” пишет, что на концерте было “удивительно мало политики“. Не знаю, чему возмущаться – тостокожести или неоодаренности журналиста. На концерте мне казалось, что звучит – помните сборник Баха, который называется “Хорошо темперированный клавир”? – так вот на концерте был сборник “Хорошо темперированная революция”. Слишком много человеческих судеб за каждой песней.
Поскольку ближних билетов купить не удалось – здесь о билетах надо заботиться сильно заранее, а я увидела афишу незадолго до концерта – то, что я записала, очень размыто и шатко. Записывала для своих друзей, за которых и слушала, и плакала весь концерт, и на бисах подходила к сцене. В какой-то момент мне даже показалось, что очень многие хиппи, которых я знаю и которые далеко, слушают со мной одновременно.
Эти фото я снимала, уже сидя на полу около сцены. Полторы тысячи зрителей покачивались из стороны в сторону на своих сидениях весь концерт, никто, кроме меня, никуда не мчался, не падал с лестницы, и не напрягал охрану. Я думала меня вообще выведут:)
Зрители после концерта:
и до начала выступления – здесь просто хочу показать зал Григхалена и возраст публики.
При смене освещения на сцене совершенно исчезала резкость. Плюс моё плохое зрение, крошечный фотоаппарат и удаленная точка съемки… Так что вместо некоторых песен выкладываю звук. Последовательность песен сохраняю. На некоторых видео можно заметить мультиинструменталиста Дирка Пауэлла, тихого, скромного и выдающегося ровно настолько, чтобы остаться на втором плане. Гитары выносит Эмма Вассер.
Лучше всего у меня вышла заключительная и – вегетарианская песня:) Про бычка:
20.ogv | Donna Donna | 8.4M |
Остальное – некачественно. Но безумный поклонник творчества Джоан может услышать, как именно она пела 27 апреля.
0 | Вe not too hard | 2.8M | |
2.ogv | Farewell Angelina | 5.0M | |
3.ogv | Silver Dagger | 20.7M | |
4.ogv | Scarlet Tide | 14.8M | |
5.mp3 | With God on Our Side | 4.6M | |
6.ogv | 2011-Apr-28 22:55:02 | 7.9M | |
7.ogv | Don’t Think Twice | 7.6M | |
8.ogv | House Of The Rising Sun | 37.7M | |
9.ogv | Hello in There | 11.8M | |
10.ogv | Hey Jessie | 19.7M | |
11.mp3 | The day after tomorrow | 3.4M | |
12.mp3 | Joe Hill | 3.6M | |
13.mp3 | 2011-Apr-28 22:52:54 | 5.3M | |
14.mp3 | There But For Fortune | 3.5M | |
15.ogv | Diamonds and Rust | 14.9M | |
16.ogv | Suzzane | 41.1M | |
17.ogv | Long Black Veil | 31.1M | |
18.ogv | 2011-Apr-28 23:04:50 | 24.9M | |
19.ogv | The Night They Drove Old Dixi Down | 10.7M | |
Сайт Джоан Баэз
Страница Джоан на сайте Бергенфеста
Глава о Баез в книге о музыке 50-60
Вью с Джоан
Есть часовой документальный фильм о Джоан, где очень много документальных кадров. Обязательно посмотрите его. Скачать “How Sweet The Sound”. Скрины из документального фильма:
Мне очень нравится именно этот кадр:) – с него всё и начинается.
А здесь список песен Джоан с комментариями на русском. 60-71 72-03
Now you’re telling me
You’re not nostalgic
Then give me another word for it
You are always so good with words
And at keeping things vague
Because I need some of that vagueness now
It’s all coming back too clearly
Oh I loved you dearly
And if you’re offering me diamonds and rust
I’ve already paid